ПользовательBritaПоследние сообщения
|
Выставка "Преображение кимоно: искусство Итику Куботы"
Автор: Админ
Со 2 по 23 января в Манеже проходит выставка "Преображение кимоно: искусство Итику Куботы". Итику Кубота - японский мастер-новатор, посвятивший жизнь возрождению древней техники декорирования Цудзигахана (переводится как "цветы на пересечении дорог"), используемой для кимоно во время эпохи Муромачи (1333-1573), и созданию её модификации Итику Цудзигахана.
Автор: Админ
Кимоно, созданные Итику Куботой - живописные полотна, которые выстраиваются в панорамы, пейзажи, где осень сменяется зимой, а горы океанами. Самому старому кимоно, выставленному в Манеже, больше 30 лет, а наиболее поздние датируются 2003 годом - годом смерти мастера. За свою жизнь мастер создал 104 кимоно. Нынешняя выставка, на которой можно увидеть сразу 80 кимоно, самое большое собрание Куботы когда-либо представленное за пределами Японии. Такую редкую возможность москвичам подарил международный благотворительный фонд Шодиева. А правительство Москвы добавило - в праздничные дни вход на выставку был бесплатным. Мы устроили культпоход в первой половине дня, когда очереди не было в принципе, но ближе к вечеру желающих полюбоваться кимоно Куботы было хоть отбавляй. Посмотрела в сети, что пишут о фонде и его основателе. Фаттах Шодиев - узбек, российский гражданин и казахстанский миллиардер, живущий в Бельгии, предприниматель, политолог, а также японист. Закончил МГИМО с красным дипломом, в совершенстве владеет японским языком, долгое время работал в Торгпредстве СССР в Японии. Около 10 лет тому назад Шодиев впервые посетил музей Итику Куботы в Японии, где познакомился с мастером. В 2003 году после смерти художника, музей был на грани банкротства, а кимоно планировали распродать по частям. Шодиев выкупил всю коллекцию (в сети пишут о сумме сделки около 3 миллионов долларов), но при этом оставляя её достоянием Японии. Впоследствии он готов передать коллекцию кимоно тому, кто сможет обеспечить её сохранность. В настоящее время Фонд организовал мирового турне коллекции кимоно Итику Куботы. До выставки в Москве, комоно смогли посмотреть на родине Шодиева, в Казахстане, а после Москвы выставку увидят петербуржцы (в Этнографическом музее). Затем кимоно повезут во Францию, США, ОАЭ. Но вернемся к мастеру Итику Кубота. В 1931 году, когда Итику исполнилось 14 лет, он пошел в ученики к художнику кимоно Кобаяси Киеси. Сначала мальчик обучался только ручной росписи, но постепенно заинтересовался другими методами украшения ткани, портретной и пейзажной живописью в японском стиле. Переломный момент в жизни Куботы наступил в 20 лет, когда в Токийском музее он увидел остатки старинной шелковой ткани XV-XVI века в утраченной к тому времени технике Цудзигахана. Утонченная виртуозная техника Цудзигахана просуществовала не больше 100 лет, а затем была забыта. Долгие годы мастер пытался разгадать секрет этой техники, пока в не понял, что его открытий и наработок хватит для создания своего нового направления.
Но планам Итику Куботы не суждено было осуществиться быстро. Началась Вторая мировая война, Кубота попал в плен и 5 лет пробыл в Сибири в военном лагере. Мастер вспоминал, что при всей тяжести существования в лагере, он был поражен красотой сибирской природы. Он восхищался закатами. "Длинные солнечные лучи были единственной надеждой, которая у меня тогда была", - так рассказывал Кубота после освобождения. Вечерами он наблюдал, как огромное солнце огненным шаром опускалось за горизонт. Уже тогда, в лагере, художник твердо решил воспеть на кимоно сибирское солнце. Так появилось кимоно "Солнце":
Автор: Админ
В 1951 году Кубота вернулся из лагеря и продолжил прерванную войной работу над созданием своей технологии. В результате появилась техника Итику Цудзигахана - сочетание рисунка, вышивки и стежка по ткани со сложным процессом наложения красителей, в том числе и синтетических, а также использование золотых и серебряных нитей, роспись художественной кистью и чернилами. В 1961 году Итико Кубота открыл студию по созданию кимоно в Токио, и уже в 1977 году с грандиозным успехом прошла первая выставка созданных им кимоно. Сегодня в Манеже можно в деталях рассмотреть некоторые из ранних работ мастера, созданные им в начале 80-х годов. На выставке под каждым кимоно закреплена табличка с названием, описанием техники, материалов и небольшая расшифровка сюжета рисунка на кимоно. Прошу прощения за качество некоторых фото, часть из них сняты телефоном. Кимоно Оука ("Красота плачущей вишни"), 1980 год
Автор: Админ
"Композиции ранних работ Куботы нередко восходят к традиционным образам и мотивам - таким, как эти вишни с изящными цветками, как бы струящимися по жаккардовой шелковой ткани. Это одеяние из тех, которое было принято носить весной; оно представляет собой одну из разновидностей кимоно - томесоде". Кимоно сделано в технике крашения юдзен, многооттеночное крашение и рисунок тушью на жаккардовой ткани. Кимоно Нагори ("Ветер на волнах"), 1980 год
Автор: Админ
"Мастерский баланс асимметрии достигается в этом узоре диагональным потоком вод, к которым прикасается ветер, нежно отделяющим скопление цветочных гроздей друг от друга. Цветы нарисованы тушью и нанесены многооттеночным крашением, только напоминают о стиле Цудзигахана". Кимоно Хозири ("Святой"), 1981 год
Автор: Админ
"Кубота представил это кимоно с коротким рукавом ("косодэ") как воплощение "всех благородных и ценных вещей в мире… Иногда это сам зритель, стоящий перед Хизири".Ромбы из сосновой коры (мацукавабиси) и изящно начерченные тушью цветы восходят к традиционным узорам техники Цудзигахана. Необычная окантовка манжет придает этому одеянию дополнительную величественность". Кимоно Хито ("Женские страсти"), 1983 год
Автор: Админ
"Целью Куботы в этом кимоно было воплощение в ткани и цвете непостижимо прекрасного изображения глубочайших чувств женщины. Его версия женской загадочности запечатлена в изящных листьях папоротника, которые чувственно закручиваются по всему рисунку, дополняясь элегантно нарисованными цветами и листьями в стиле Цудзигахана". Кимоно Кадзенококоро ("Раскачиваясь на ветру"), 1983 год
Автор: Админ
"Ветер играет в ветвях глицинии, то нежно касаясь их, то пригибая своим тяжелым дыханием. Гроздья нарисованных тушью цветов расположены среди раскачивающихся соцветий, в то время как нейтральные фрагменты мягко оттеняют техники многооттеночного крашения". Кимоно Сюнсоу ("Мандаринки весной"), 1996 год "Шахматный рисунок, используемый в этом кимоно, характерен для костюмов театра Но (одного из традиционных театральных драматических искусств Японии). Традиционно для подобных костюмов применялось тканое полотно, однако Кубота достигает столь же яркого эффекта с помощью окрашивания и ручной росписи".
Автор: Админ
Автор: Админ
При детальном рассмотрении видно, что объем шелковым мандаринкам придает не только роспись и окрашивание, но и ручное стежковое шитье. Не удивительно, что на создание одного кимоно длинной 2.5 метра у Куботы уходило 1-3 года. И немного жаль, что эти кимоно никто никогда не надевал. В 1981 году Кубота перешел от работы с индивидуальным кимоно к созданию многочастных панорамных произведений, на которых пейзаж продолжался от одного кимоно к другому. В фантазиях мастера зародилась серия кимоно, из которых позже сложилась серия работ "Симфония Света" - композицию из 80 кимоно, иллюстрирующих величия Вселенной. Вселенная Итику Куботы представлена на выставке 36 уникальными кимоно: 29 работ, поставленные рядом, образуют захватывающую картину, на которой золотое сияния осени, дрожащие на ветру красные листья клена, туман в горах, отраженные в озере солнечные блики и пробивающиеся через облака лучи, плавно переходя к 7 кимоно, где первый снег сменяется ледяной стужей, за которой следуют намеки, что после белого холода зимы обязательно будет весна.
Автор: Админ
Автор: Админ
Автор: Админ
Кимоно Дзё ("Осенний пролог"), 1986 год
Автор: Админ
Кимоно Сю ("Последний след осени в небе"), 1989 год
Автор: Админ
"Яркие лучи солнца прорываются сквозь облака, находящиеся в постоянном движении. Эта работа - бесподобный пример способности художника создавать нужную текстуру и цветовые градации. Использование золотой и серебряной вышивки усиливает общее впечатление в изображении облаков". Кимоно Рю ("Момент первых заморозков"), 1986 год и кимоно Тёу ("Первый румянец зимы"), 1986 год
Автор: Админ
На небольшом фрагменте кимоно Тёу различимы сразу несколько типов стежков, что придает ткани не только фактурность, но и создает рисунок, который достаточно увидеть и, не дотрагиваясь до полотна, почувствовать всё тактильное разнообразие картины: шероховатый снег в горах, хрупкие кристаллы единичных снежинок, гладкий, ломкий лед.
Автор: Админ
Кимоно "Водоворот". Глядя на это пано, вспоминаешь океан в "Солярисе" Тарковского.
Автор: Админ
Кимоно Си ("Серебряная чистота"), 1989 год
Автор: Админ
"Сквозь снежную бурю видны лишь едва заметные силуэты обнаженных деревьев; в пейзаже преобладает кристально белый цвет. Многооттеночное крашение и дополнительное уточное плетение придают особую текстуру и тон почти невидимому ландшафту". На фоне белоснежной ткани, легко просматривается красная печать мастера, ставшая отличительным признаком его работ.
Автор: Админ
Кимоно Рэй ("Снег поздней зимой"), 1990 год
Автор: Админ
"В этой композиции зима еще не утратила силы, а снег все еще продолжает укутывать окружающий ландшафт, скрывая под собой деревья, которые молча ждут прихода весны". Кимоно Ю ("Весенний воздух на подходе к заснеженным горам"), 1991 год
Автор: Админ
"Живописное изображение зубчатых гор, возвышающихся в облаках тумана, воспроизводит образ классического китайского пейзажа". Более чем остальные, это кимоно демонстрирует все разнообразие техники рисунка тушью и точность цветовых переходов.
Автор: Админ
Автор: Админ
Часть работ из цикла "Пламя пылающей страсти", выполненных после кончины мастера его детьми и учениками, и они отличается от остальных полотен Куботы. Для этих кимоно характерны насыщенные бушующие цвета и космогонические сюжеты, сочетание малиновой, оранжевой, изумрудно-зеленой вышивки с гладким шелком. Кимоно Ха ("Закручивающаяся волна магмы"), мастерская Итику, 2009 год и кимоно Удзу ("Огненный вихрь"), мастерская Итику, 2006 год.
Автор: Админ
Для создания картины кроме крашения и стежков, используется золотая фольга. Кимоно Эн ("Огонь в воздухе"), 1999 год и кимоно ("Пылающая страсть"), 1999 год
Автор: Админ
Кимоно Дзу ("Голова дракона"), 2000 год "На некоторых участках композиции мы видим начинающее остывать пламя; детали рисунка сливаются в иную, не менее красочную картину Вселенной". Если присмотреться к верхнему правому углу кимоно, то можно увидеть голову дракона. На следующем кимоно виден чешуйчатый хвост дракона, который парит где-то за пределами картины ("Высоко парящий дракон")
Автор: Админ
Кимоно серии "Океаны", предположительно также относятся к "Симфонии Света", но так как мастер не оставил конкретных указаний, в какой последовательности должны размещаться полотна в общей композиции, на выставке их разместили сразу после кимоно с изображением магмы.
Автор: Админ
На кимоно не видно четкой границы между линией океана и неба. Острова зависают где-то между воздухом и водой, плывут в пространстве. При детальном рассмотрении, видно, что вся ткань расшита ромбами. Переплетение рядов ромбов - Мацукавабиси ("сосновая кора"), излюбленный прием древней техники Цудзигахана. Кубота использовал этот прием, чтобы передать подвижность океанской глади.
Автор: Админ
Музей и мастерская Куботы находятся на берегу живописнейшего озера у подножия горы Фудзи. Для мастера было важно каждый день видеть священную гору. Предположительно, идею показать Фудзияму в разное время суток Кубота перенял у французских импрессионистов, в частности у Моне. Так появилась серия из 11 кимоно "Гора Фудзияма".
Автор: Админ
Автор: Админ
Хотя серия задумывалась как единое целое, на каждое полотно перенесет самостоятельный сюжет. Кимоно Он ("Красная Фудзи на рассвете"), 1988 год
Автор: Админ
"Когда солнце поднимается и его лучи достигают горы, Фудзияма словно драпируется в великолепное багряное покрывало. Итику Кубота видел красную Фудзи лишь однажды, однако она произвела на него неизгладимое впечатление". Кимоно Он ("Затишье перед бурей"), 1997 год
Автор: Админ
Автор: Админ
Это кимоно использовалось в постановки пьесы театра Но в 1999 году. Кимоно Он ("Весна в самом разгаре"), 1994 год
Автор: Админ
Мастер говорил: "Моим желанием было создать кимоно, у которого есть душа, взывающая к тем, кто его видит". И это ему удалось. 2014-01-12
|
Реклама |