X

Ваш емайл:
Ваш пароль:
Запомнить:
Господин Великий Новгород
Казань
Кострома мон амур

Главная / Блог / Дом Чехова в Таганроге

Дом Чехова в Таганроге

Россия - Ростовская область - Таганрог

Таганрог - это девятнадцать лет жизни Антона Чехова и город, из которого он уехал в Москву, чтобы стать великим русским писателем. Каким-то чудом, здесь сохранилось сразу несколько домов, в которых в разное время жила семья Чеховым, и было бы логично начать городское знакомство с чеховскими местами с дома, где Антон Павлович родился.

Автор: Админ

Будущий "мастер короткого рассказа" появился на свет в крошечном глинобитном флигеле площадью 30.5 метров, который семья арендовала совсем недолго, с конца 1859 по март 1861 года. Из-за миниатюрности музей называют даже не домом, а домиком Чехова. Для Павла Егоровича Чехова флигель на Полицейской улице (ныне улице Чехова), связывающей город с гаванью, был привлекателен по двум причинам: низкая арендная плата и близкое расположение к Петровской площади, где у него была бакалейная лавка.

Автор: Админ

Раньше во дворе стояло три таких флигеля вместе с хозяйственными постройками и сараем. После смерти писателя, городские власти задумали открыть во флигеле музей, для чего надо было выкупить дом из частного домовладения. Однако город никак не мог собрать необходимую сумму, пока в 1909 году, его не выкупил член городской управы Михаил Михайлович Андреев-Туркин. Какое-то время, чтобы покрыть расходы от продажи, дом сдавали в аренду, а затем поддержанием порядка в музейном флигеле безвозмездно занимались жильцы соседних домов. Официально музеем Чехова флигель стал только в 1926 году.

По тропинке, ведущей через сад от уличной калитки к флигелю, проходим мимо бюста писателю. Он установлен в 1935 году и считается первым памятником Чехову в СССР. Автор памятника - скульптор Вера Морозова.

Автор: Админ

Не будет топтаться у порога, а войдем в дом. В нем всего три небольшие комнаты, кухня, коридор и холодные сени. Через крошечные сени, сразу же попадаем в столовую, которая служила гостиной и кабинетом отцу семейства.

Автор: Админ

Музейщикам удалось собрать немногочисленные сохранившиеся после войны реликвии чеховской семьи, которые соседствуют с предметы быта середины XIX века, тем самым воссоздавая домашнюю атмосферу небогатой купеческой семьи юга России.

На стене в деревянной раме висит самая ранняя из сохранившихся фотографий семьи Чеховых.

Автор: Админ

В центре снимка - дедушка и бабушка Антона Павловича, родители по линии отца. Род Чеховых вышел из села Ольховатки, Острогожского уезда, Воронежской губернии. Дед писателя Егор Михайлович Чех - человек незаурядный: предприимчивый, владел грамотой, знал бухгалтерский учет и был на хорошем счету у помещика. К 43 годам, когда у него было уже четверо детей, скопив 3.5 тысячи рублей ассигнациями, он выкупил себя и семью на волю за двадцать лет до отмены крепостного права. С собой в Таганрог в 1844 году он привез только двух сыновей.

В левом верхнем углу фото - родители Антона Павловича Павел Егорович и его жена Евгения Яковлевна. Павел Егорович получил начальное образование в церковно-приходской школе и был полуграмотным. С девятнадцати лет дед определил его в обучение к купцу Кобылину, у которого отец будущего писателя прослужит тринадцать лет приказчиком, а затем на скопленный капитал открыл собственную торговлю.

За стеклом его первый купеческий документ "Разрешение на торговлю".

Автор: Админ

Справа от Павла Егоровича - любимый таганрогский дядя Антона Митрофан Егорович и его жена Людмила Павловна (или Милечка, как называл ее муж), с которыми связана романтическая история. На свое первое предложение руки и сердца, влюбленный Митрофан Егорович получил от Милечки отказ. В расстроенных чувствах, не без помощи своего работодателя, он отправился в большое путешествие через Харьков в Москву и Петербург. И ничто его не радовала в этом вояже, кроме одного случая, о котором он написал в Таганрог брату. Как-то, находясь в парке Царского села, где в это же время прогуливалась царская чета, Митрофан Егорович увидел жену Александра II, которая как две капли воды была похожа на его Милечку. Он упал на колени перед царем со словами, что ему ничего не нужно, только посмотреть на ту, что так похожа на его возлюбленную. Можно предположить, что рассказ этот дошел до ушей девушки: по возвращении в Таганрог Митрофан повторно сделал предложение, и Милечка согласилась стать его женой.

Антон с братьями и сестрами любили бывать в гостях у дяди Митрофана, у которых всегда находили ласку и понимание. Спустя годы, собираясь в Москву, Антон признавался: "Покидая Таганрог, я самое дорогое покидаю для себя - это вас, Дядя. Память о Вас не пропадет, и, где бы я ни был, я буду помнить о тех дружеских отношениях и тех замечательных беседах, которые Вы проводили с нами в Таганроге". Добрые отношения сохранились у Антона Павловича с Митрофаном Егоровичем и позже. В 1886 году в своем письме к дяде Чехов говорил: "Дело не в том, что вы родной дядя, а в том, что мы не помним того времени, когда бы вы не были нашим другом... Вы, сами того не подозревая, были нашим воспитателем, подавая нам пример постоянной душевной бодрости, снисходительности, сострадания и сердечной мягкости".

Методы воспитания родного отца были иными. Павел Егорович держал детей в строгости и за ослушание мог отвесить оплеуху или выпороть розгами. Набожный, соблюдавший все православные обычаи, приучал к этому и детей, регулярно водя их в церковь и заставляя читать текста из "Жития святых". В музее сохранилась единственная книга, которую читали еще предки Чеховых - "Жития святых" 1757 года издания.

Автор: Админ

По воспоминаниям самого Антона Павловича, в доме царила атмосфера церкви из-за многочисленных икон, перед которыми висели лампады. При переезде в Таганрог Чеховы привезли с собой целый короб с иконами и книгами, но из них мало что сохранилось. Павел Егорович оказался не очень удачливым купцом, и когда Антону исполнилось шестнадцать лет, семья разорилась. Скрываясь от долговой тюрьмы, Павел Егорович бежал из Таганрога в Москву, а вслед за ним с младшими детьми к нему перебралась и мать. К моменту разорения у Чеховых было шесть детей. Оставшемуся в Таганроге Антону, который должен был окончить гимназию, родители писали письма, в которых просили продавать домашние вещи. Поэтому подлинной мебели в доме сейчас нет, все было продано в счет долга отца.

Сохранилась лишь икона, написанная двоюродным дедом Антона Павловича из Воронежа - Василием Михайловичем Чеховым и фарфоровая посуда. В Таганрог приходили торговые корабли с товарами из разных стран, поэтому купить французскую или немецкую посуду не составляло труда.

Автор: Админ

Автор: Админ

Еще одна подлинная вещь, принадлежащая родителям Чехова - картина неизвестного художника "Украинский шлях". На ней изображена окраина Таганрога - степь, куда таганрогские мальчишки убегали ловить певчих птиц для продажи. Среди этих мальчишек когда-то бегал и Антон Чехов.

Автор: Админ

Из гостиной входим в маленькую спальню родителей, где и появился на свет Антон Чехов. В углу стоит детская кровать, на стене - картина "Кающаяся Мария Магдалина", на комоде - венецианское зеркало.

Автор: Админ

На столике в спальне хранится поздравительное письмо деда Егора Михайловича по случаю рождения третьего внука Антона. Дедушка тогда служил управляющим донскими имениями графа Платова, сына героя 1812 года атамана Платова. В письме он в шутку поздравляет родителей с рождением "Великого Антония". Невольная шутка оказалась пророческой.

Автор: Админ

Жизнь в семье Чеховых была такой же, как и в большинстве небогатых купеческих семьях. На матери лежали все заботы о доме. Ни кухарки, ни прислуги у нее не было. Евгения Яковлевна выросла в обедневшей купеческой семье и получила только начальное образование. До замужества она посещала частный пансион для молодых девушек, где девиц обучали манерам, танцам и рукоделию. Она знала как вести домашнее хозяйство, но всю жизнь писала с ошибками.

Отец большую часть дня проводил в лавке. К детям он был суров, так же как были к нему, и когда мать пыталась защитить детей, выговаривал ей: "И меня так учили, а я, как видишь, вышел в люди". В разговоре с Немировичем-Данченко Антон Павлович как-то сказал: "Я никогда не мог простить отцу, что он сек меня в детстве".

Откровеннее звучит обида в письме старшему брату: "Я прошу тебя вспомнить, что деспотизм и ложь сгубили молодость твоей матери. Деспотизм и ложь исковеркали наше детство до такой степени, что тошно и страшно вспоминать. Вспомни те ужас и отвращение, какие мы чувствовали во время оно, когда отец за обедом поднимал бунт из-за пересоленного супа или ругал мать дурой… Для нас дороже матери ничего не существует в сем разъехидственном мире. Душа у нас со стороны матери".

Из спальни родителей дверь ведет в детскую, где жили два старших брата Антона - Александр и Николай. Комнатка настолько маленькая, что в ней еда умещаются кровать, на которой братья спали вдвоем, и сундук - спальное место няни Агаши.

Автор: Админ

Кстати, сундук принадлежал дяде Митрофану, а лежащая на нем шаль - няне Агафья Александровне Кунской. Не знавшая грамоты няня была талантливой рассказчицей, от которой братья Чеховы впервые услышали народные сказки и песни о степных курганах, о кладах, зарытых в них, о разбойниках и одиноких могилах в степи.

В отличие от Антона, старшие братья проявили свои способности рано. Александр знал шесть европейских языков и был лучшим учеником Таганрогской гимназии. В то время, когда Антон только-только пробовал писать в Таганроге, Александр уже печатался в Москве. У брата Николая были художественные способности, и пятнадцать лет, выдержав конкурс, он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился вместе с Левитаном и Шехтелем.

Что касалось Антона, то родителям надежд он не подавал. Учился плохо, дважды оставался на второй год и, будучи двоечником, не был на хорошем счету у таганрогских учителей. Когда уже после смерти писателя спросили его классного руководителя, помнит ли он такого ученика как Антон Чехов, тот равнодушно ответил: "Еще бы, девять лет глаза мозолил". Антон Павлович не остался в долгу, и многих из своих учителей, он, называя чинодралами, описал в гимназических рассказах.

Еще одна подлинная деталь в детской - репродукция издательства Шарапова 1856 года "Бомбардировка Таганрог", купленная Павлом Егоровичем в честь рождения старшего сына Александра. На ней стилизованное изображение Таганрогской крепости, которую обстреливают с военных кораблей. На берегу и на Каменной лестнице идет штыковой бой донских казаков и ополченцев с англо-французским десантом.

Автор: Админ

Когда Чеховы ждали первенца, в России шла Крымская война. Основные бои развернулись в Севастополе, а в Таганроге и других приазовских городах находились продовольственные склады русской армии. Чтобы лишить войска припасов, к Таганрогу дважды подходила англо-французская эскадра, пытавшаяся захватить склады. Но, несмотря на превосходство французов и англичан в вооружении и численности над донскими казаками, атаки были отражены, а десант сброшен в море. В отместку, в течение лета 1955 года Таганрог бомбили с англо-французских кораблей. После последней бомбардировки у Чеховых родился Александр и отец, увидев эту репродукцию, купил, чтобы глядя на неё вспоминать те тревожные дни, когда в семье ждали первенца.

Последняя комната в доме - кухня, где намеренно сохранили участок земляного пола, каким он был во всем доме. В углу стоит печка, на стенах развешены полки с посудой, которой в семье пользовались каждый день, оставляя фарфор для праздников. Быт был не из легких. За водой с ведрами и коромыслом приходилось ходить не близко, к трем колодцам, расположенным в городе, а для хозяйственных нужд использовали морскую или дождевую воду.

Автор: Админ

Мы обошли весь дом и выходим в сад, посидеть на лавочке под вишневыми деревьями, чтобы снова отправится гулять по улицам Таганрога. В городе сохранилось еще немало мест, связанных с именем писателя. Совсем рядом находится лавка Чеховых, где семья прожила пять лет, пока не построила собственный дом (на нынешней улице Розы Люксембург, 77). На бывшем доме Чеховых висит только памятная табличка, но планируют устроить там музея. Хотя сам Чехов, бывая в Таганроге, так говорил о доме, построенном отцом: "Дом пуст и заброшен. Глядеть на него скучно, а иметь его я не согласился бы ни за какие деньги. Дивлюсь: как это мы могли жить в нем?!"

Тэги: Чехов, музей, дом-музей, усадьба

2015-11-13


Реклама

Использование материалов сайта без письменного разрешения редакции запрещено