История в картинках: панорама обороны Севастополя 1854 – 1855 гг.Россия - Севастополь - Севастополь
В Севастополе на Историческом бульваре в начале XX века построили музей первой обороны города, которая случилась во время Крымской войны. Центральное место в музее отведено панораме, на которой воспроизведены события всего одного дня - 6 июня 1855 года. И, кажется, что как-то несерьезно рассказывать об историческом событии по картине и окружающей её бутафории из гипса и папье-маше. Но это только на первый взгляд. Когда оказываешься в окружении да бутафорского произведения и слушаешь рассказ экскурсовода, то начинаешь кожей чувствовать, что происходило в те дни. И, как там у Лермонтова - "да, были люди в наше время"…
Автор: Админ
Итак, начнем с предыстории событий, изображенных на панораме. К 1853 году обострилось противостояние Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства с Российской империей. Причин тому несколько, но основная борьба шла за влияние на Ближнем Востоке за господство на Черном море. Россия хотела иметь свободный выход своим кораблям из Черного в Средиземное морей, что повлекло бы за собой российский контроль над проливами Босфор и Дарданеллы. Отдельной темой стояли защита и упрочение влияния России среди православного населения на Балканском полуострове. Предсказуемо против усиления России были правительства Англии, Франции и Турции, объединенные войска которых перешли к активным действиям. Война длилась с 1853 по 1856 годы. Главным, но не единственным плацдармом военных действий стал Крым. Естественно, Севастополь интересовал коалицию противников России в первую очередь. Ведь еще 1776 году Суворов писал Екатерине II о Севастополе и его бухтах: "Подобной гавани не найдется не только возле здешнего полуострова. На всем Черном море нет места, где флот был бы лучше сохранен, а служащие на оном спокойнее и удобнее размещены...". В ходе совместных военных действий англичан и французов город был осажден, и оборона его длилась 349 дней. О событиях тех дней свидетельствуют сохранившиеся документы и вещи, выставленные в витринах небольшого экспозиционного зала.
Автор: Админ
За стеклом выставлены портреты руководителей обороны - Корнилова, Нахимова, Истомина. Им была доверена судьба города в критические дни Крымской войны. Датой начала обороны Севастополя считают 13 сентября 1854 года. Первым возглавил руководство обороны начальник штаба Черноморского флота вице-адмирал Владимир Алексеевич Корнилов. Это ему удалось сплотить Севастопольский гарнизон в первые дни осады, вселить веру в победу, но увы, уже через месяц 5 октября во время первой бомбардировки города Корнилов погибает на Малаховом кургане. На месте гибели вице-адмирала Корнилова по сей день остается крест из пушечных ядер.
Автор: Админ
Вся тяжесть руководства обороны города на 8 месяцев переходит на адмирала Павла Степановича Нахимова. Соратником Корнилова и Нахимова был контр-адмирал Владимир Иванович Истомин, командовавший отдельным участком обороны, куда входило главное укрепление, защищавшее центральную часть Севастополя - Малахов курган. Нет ничего удивительного, что Истомин на протяжении 7 месяцев неотлучно находился на этом участке обороны. Война велась не только на земле, но и под землей. Поэтому создатели панорамы посчитали обязательным уделить подземно-минной войне несколько сюжетов. На потемневших от времени авторских этюдах просматриваются фигуры отдыхающих после многочасовой работы под землей саперов. Они сидят, на время отложив в сторону кирку и лопату, с помощью которых рыли подземные ходы-галереи навстречу французам, чтобы остановить врага под землей.
Автор: Админ
Подземно-минную войну начали французы после того, как в сентябре 1854 года решили прорыть к 4-му Севастопольскому бастиону, который им не удавалось захватить в течение месяца, подземные ходы и подрывом в них пороховых зарядов разрушить передовую линию обороны русских. Ответом французам стали контрминные действия русских саперов - они повели навстречу французам свои галереи, чтобы взорвать вражеский подкоп еще до подхода к бастиону. Реконструированный бастион с орудиями у Исторического Бульвара
Автор: Админ
Под руководством начальника инженерной службы Севастопольского гарнизона Эдуарда Ивановича Тотлебена сначала провели исследования геологической структуру грунта рядом с бастионом и выяснили, на какой глубине можно оперативно прорывать подземные ходы без крепления сводов. Дополнительно в сторону неприятеля прокладывались слуховые рукава. Через них прослушивали направление подземных работ французских саперов, а затем и уничтожали их на дальних подступах к бастиону. Французы, потеряв надежду прорваться через 4-й бастион, начали устраивать минные галереи на 5-м бастионе, а затем на Малаховом кургане. Подземно-минная война продолжалась до конца августа 1855 года. За время ее ведения русские саперы проложили около 7000 метров галерей (из них 4000 метров на 4-м бастионе) и произвели 94 взрыва, израсходовав 12,5 тонны пороха. Французы проложили почти в 5 раз меньше (1280 метров) минных галерей, истратив в 4 с лишним раза (58 тонн) больше пороха на 121 взрыв. Эти цифры говорят о результативности взрывных работ русских. В 1901 году было принято решение увековечить оборону Севастополя, создав панораму к пятидесятилетию героических событий. Выполнение заказа доверили художнику-баталисту Францу Алексеевичу Рубо. Он родился в Одессе в семье француза-коммерсанта, но большую часть жизни провел в Германии, где окончил Баварскую академию художеств. Все он создал 3 панорамы. Первая панорама, посвященная Кавказской войне "Штурм аула Ахульго", была разрушена во время Гражданской войны. Второй панораме "Бородинская битва" повезло больше. Любой желающий может увидеть её в Москве. Над панорамой вместе с Рубо работали профессоры Шенхен, Мерте, Фрош и 20 студентов Баварской академии художеств. Специально для работы над картиной в Мюнхене построили павильон. В Севастополь Рубо приезжал, чтобы осмотреть места сражений, побеседовать с ветеранами, изучить документы и, самое главное, здесь он написал более пятидесяти этюдов, которые в Мюнхене переносил на огромное полотно. Одновременно велись работы по строительству музея по проекту военного инженера Оскар-Фридриха Энберга. Обязательно обойдите круглое, похожее на огромный торт, музейное здание, Хотя бы для того, чтобы увидеть установленные по бокам под крышей бюсты героев Севастопольской обороны. Среди них не только полководцы, но и рядовые солдаты и сестры милосердия. А еще бюст Льва Николаевича Толстого - участника Севастопольской эпопеи, о которой позже он напишет так: "Из-за креста, из-за названия и угрозы не могут принять люди эти ужасные условия. Должна быть другая, высокая побудительная причина. И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого, - любовь к Родине".
Автор: Админ
Когда живописное полотно было готово, его перевезли из Германии в Россию, где уже на месте доработали предметный ряд. Открытие панорама "Оборона Севастополя 1854-55 годов" состоялось 14 мая 1905-го, в год 50-летия обороны города. В годы Великой Отечественной войны здание музея было практически полностью разрушено авиационными ударами. Панорама загорелась, и чтобы спасти хоть что-то от неё, пожарные отрезали от полотна уцелевшие куски. Всё, что удалось спасти на эсминце "Ташкент" переправили глубоко в тыл, в Новосибирск. Сейчас сохраненные фрагменты находятся в фондах музея, и на некоторые из них можно посмотреть. У полотна "Даша Севастопольская" оборванные края, в центре сквозное отверстие, краски частично осыпались - всего на этом участки картины экспертная комиссия насчитала свыше шести тысяч повреждений. Реставрация таких фрагментов невозможна.
Автор: Админ
После войны было принято решение восстановить панораму, но картину воспроизвести уже на новом холсте. Холст соткали в Ленинграде, и 19 советских художников под руководством академика живописи Василия Николаевича Яковлева и профессора Павла Петровича Соколова-Скаля, буквально по кусочкам собрали панораму на основе сохранившихся фрагментов, фотографий и этюдов Франца Рубо. Слева на фото показан рабочий момент: художники, взобравшись на эшафодажи, писали заново огромную картину.
Автор: Админ
Во второй раз панорама была открыта 16 сентября 1954 года к 100-летнему юбилею Первой обороны города. Её мы и увидим, перейдя из музейной экспозиции в зал, где выставлена картина. По замыслу Рубо, смотрящий на панораму как бы находится на главной высоте - Малаховом кургане. Сюжетом для панорамы художник избрал день штурма Малахова кургана и Корабельной стороны утром 6 (18) июня 1855 года. Ты стоишь на небольшой музейной площадке, и тебя окружает картина высотой 14 м и длиной 115 м. Т.е. площадь полотна более 1.5 тыс. кв. метра! Впечатляет. Перед картиной размещен так называемый предметный ряд - изготовленные в бутафорских мастерских муляжи из гипса, дерева, картона, изображающие пороховые бочки, какие-то бытовые предметы, плетни, рвы и землянки. Объемная человеческая фигура замечена только одна - тело убитого солдата. Остальные кони и люди нарисованы на холсте. От внешнего края предметного ряда до живописного полотна - 12 метров. На первый взгляд - это слишком большое расстояние, чтобы зритель мог детально рассмотреть все сюжеты на холсте. Но художникам так удалось воссоздать картину действий, что у любого посетителя музея появляется реальная возможность поэтапно охватить все манёвры одного дня на расстоянии около 30 (!) км. Для этого был использован прием, когда отраженный рассеянный свет, удачная передача перспективы и незаметный переход от предметного плана к холсту создают наполненное воздухом пространство. И что мы видим? Разрушенный за 9 месяцев обороны Севастополь, Севастопольскую и Южную бухты, вход в которые закрыт - над водой выступают мачты семи старых парусных русских кораблей, специально затопленных, чтобы стать подводной преградой вражеским судам. Это им установлен "Памятник погибшим кораблям" на второй линии, в десяти метрах от берега, мимо которого сейчас прогуливаются по набережной жители Севастополя.
Автор: Админ
Вдали на рейде стоят английские и французские корабли, обстреливающие город. По ним ведут огонь береговые батареи русских. Корабельная сторона, где жили простые горожане - грузчики, матросы, солдаты, а также центр города уже разрушены.
Автор: Админ
Ближе к нам у Малахова кургана расположен перевязочный пункт, куда прибыл из Петербурга хирург Николай Иванович Пирогов. Вот сейчас он беседует с фельдшером, а из землянки выглядывает сестра милосердия. Сестры милосердия прибыли из Москвы и Петербурга - всего более 140 женщин. По тому, что раненые лежат здесь же рядом прямо на земле можно предположить, что землянка переполнена.
Автор: Админ
Для Пирогова это не первая война, до этого была Кавказская. В Севастополе он сделал тысячи операций, впервые в массовом порядке в полевых условиях применил гипсовые повязки (до этого для повязок использовали крахмал) и эфирный наркоз. Эфирный наркоз позволял Пирогову оперировать раненых на трёх столах сразу, проводя в день десятки операций. Вера защитников Севастополя в своего доктора была столь велика, что однажды на перевязочный пункт, где он находился, принесли солдата без головы со словами: "Голову несут следом, господин Пирогов пришьёт. Он может всё". Пирогов был не только хорошим врачом, но и администратором. Тем, что вскоре в русской армии появилась служба эвакуации раненых с поля боя, многие поколения солдат обязаны Николаю Ивановичу. При нём же появилась традиции использования женского персонала для ухода за ранеными в госпиталях действующей армии. В Севастополе это были сёстры Крестовоздвиженской общины. На картине рядом с перевязочным пунктом Рубо нарисовал местную женщину, одну из "севастопольских патриоток" - жен, сестёр, дочерей участников обороны. Она кипятит воду, чтобы напоить раненых и постирать перевязочный материал. Одной из таких добровольных помощниц стала восемнадцатилетняя сирота Дарья Лаврентьевна Михайлова, вошедшая в историю как Даша Севастопольская. Она первой в истории медицины оказывала помощь раненым прямо на поле боя, оборудовав на свои средства первый походный перевязочный пункт. После Крымской войны в честь неё учредили медаль, которой награждают медсестер. Чуть правее от тыловой картины виден бой. Вот в клубах дыма - французские солдаты, одетые в сине-красную форму. Конечно, кроме Малахова кургана были другие укрепления и бастионы, растянувшиеся вдоль моря. Но именно за эту высоту велись жестокие бои, так как с её потерей была высока вероятность гибели всей крепости. С русских фрегатов стреляют пушки, поддерживающие защитников крепости, а на суше ведет огонь батарея лейтенанта Никифирова. В тылу батареи - солдаты Полтавского пехотного полка с полевой кухней: во время боя в землянке кок готовит в котелке кашу.
Автор: Админ
Для защиты города не хватало орудий, поэтому с судов черноморского флота на бастионы доставили 1300 корабельных пушек. Вес каждой пушки почти 3 тонны, дальность стрельбы 2-3 км. Такая пушка в час могла произвести не больше 15 выстрелов. Пушки заряжались цельнолитыми ядрами, бомбами, зарядной картечью. Рядом с пушками в белых холщовых рубахах не пехотинцы, а моряки. Вот на батарее Сенявина только что упавшую неприятельскую бомбу в считанные секунды, пока не воспламенился порох, заливает водой матрос Трофим Александров. Рядом с ним молодой солдат от ужаса закрыл лицо. Тушить бомбы - дело рискованное, но Александров за время осады сумел погасить более 30 бомб.
Автор: Админ
От батареи идут санитары с носилками. Раненых с поля боя перевезут на телегах в лазарет. Но не всем успевали помочь - у батарейной иконы лежат убитые.
Автор: Админ
Если присмотреться, к этому участку картины, то можно увидеть, что следом за санитарами идут два матроса с пленным французом. Тот, у которого на плече своя и трофейная винтовки - матрос Кошка, возвращающийся из ночной вылазки вместе со своим другом Федором Заикой.
Автор: Админ
Петр Маркович Кошка - крепостой из села Ометинцы Подольской губернии. Отслужив рекрутом на кораблях черноморского флота, как и другие моряки, на время осады сошёл на берег, став бойцом 3-го бастиона и сражаясь на 15-й батарее лейтенанта Перекомского. И если на море за свой нрав получал нагоняи от начальства, то спустившись на сушу, отличился как "ночной охотник". Охотники, такие как он, добирались под покровом темноты до чужих окопов, где захватывали пленных, оружие, боеприпасы и продовольствие. Не было ни одной ночной вылазки, из которой бы Кошка вернулся без трофеев, будь то пленённый враг, оружие или… варёная говяжья нога из супа французов. Описан случай, когда Петр Кошка, рискуя собой, вынес убитого сапёра Степана Трофимова, тело которого французы вкопали стоя в землю неподалёку от своего бруствера. Любой, кто пытался забрать тело товарища, оказывался в зоне смертельного огня противника. Но Петр Кошка сумел сделать и это, за что был представлен контр-адмиралом Панфиловым к награждению Знаком отличия Военного ордена. Да, удивительный был человек. Рассказывают, что, покидая с остальными войсками осажденный Севастополь, он плакал, приговаривая: "Як же так? Павел же Степанович приказал всем стоять до самой смерти… Как же он про нас подумает там, на небе? Що ж про нас люди на земле скажут?". И это при том, что за свои подвиги он мог отправляться в бессрочный отпуск домой. В Севастополе ему установили памятники. Один из них - на Малаховом кургане, где рядом с раненым Корниловым изображен матрос Кошка.
Автор: Админ
Но вернемся к картине. Противник всё наступает, и на флагштоке поднят красный флаг - сигнал опасности. В небо выпущена сигнальная ракета для привлечения внимания резерва. На помощь защитникам крепости спешат Черниговский и Полтавский полки. Перед полуразрушенной оборонительной башней Малахова кургана, опершись о бруствер, за боем наблюдает адмирал Павел Нахимов. Во время обороны города он находился на самых важных, опасных участках, считая, что "мой долг видеть всё своими глазами". На этом месте 28 июня 1855 года он был смертельно ранен.
Автор: Админ
Первую помощь ему оказала приехавшая из Петербурга сестра милосердия Прасковья Ивановна Графова. Известно, что в этот день с помощью двух обученных солдат она оказала помощь 200 раненым. Сама Прасковья Ивановна погибла. На башне - четыре офицера наблюдают за наступлением 11 тысяч французов. Перед башней - солдаты Полтавского полка, часть которых уже спешит на помощь батарее Жерве. Над входом оборонительной башни, где размещали раненых, висит икона. Здесь же прорисована фигура флотского священника. В оборонительной башне, помимо перевязочного пункта, были склад боезапасов и бастионная церковь. Отреставрированная башня на Малаховом кургане сохранилась до наших дней.
Автор: Админ
На предметном ряду видно большое число плетеных корзин. В действительности - это укрепление, называемое туры. Корзины наполняли землей и сверху укладывали парусиновые мешки с песком. Пушки и снаряды - это деревянные макеты.
Автор: Админ
Справа, на деревянном пандусе возвышается фигура начальника 4-го отделения оборонительной линии Фёдора Керна, отдающего приказания командиру Корниловского бастиона. Во главе группы офицеров - начальник пехоты Малахова кургана Дмитрий Юферов. Офицеры всматриваются в просветы дыма, через которые видны бойцы в синих мундирах - французы. Там завязывается рукопашная схватка за батарею Петра Жерве.
Автор: Админ
Рукопашная схватка с французами за батарею Жерве - кульминации сражения этого дня. Поначалу французам везло. Они лавиной спустились по оврагу и захватили батарею. Возникла угроза окружения Малахова кургана. Но в критический момент на помощь пришел генерал Хрулёв. Его художники изобразили в центре рукопашной схватки верхом на белом вздыбленном коне. Оценив обстановку, он увлек за собой солдат Севского полка, которые возвращались с ночных земляных работ.
Автор: Админ
Правее видна вторая конная фигура адъютанта генерала, который спешит за подкреплением. Там вдали, в резерве стоят полки Якутского и Елецкого полков. Они вовремя вольются в рукопашную схватку, враг ретируется, и батарея Жерве будет отбита. В это же время англичане атакуют 3-й бастион, за который сражались солдаты Брянского, Камчатского и Охотского полков. Неприятельские атаки отбиты и здесь. Клубы дыма ближе к горизонту обозначают расположение 4-го бастиона - одного из самых опасных и сложных участков обороны города. Возможно, поэтому здесь и построен музей первой обороны Севастополя. На 4-м бастионе сражался двадцати шестилетний подпоручик артиллерии, командир батареи Лев Толстой. В осажденном Севастополе он написал "Юность" и "Севастопольских рассказов". Сражение длилось 4 часа, и, не смотря на превосходство англо-французских солдат, русские победили. Да, Франц Рубо выбрал самый яркий, победный день из 340 дней обороны Севастополя в Крымской войне. В войне, которую мы проиграли, как бы не пытались историки смягчить формулировку. Мужество русских солдат и моряков не смогло поменять ход войны. Город пал 27 августа 1855 года. Французы, имея значительное численное превосходство, захватили Малахов курган. По решению главнокомандующего крымской армии Горчакова с потерей Малахова кургана дальнейшая защита города признана не целесообразной. Было принято решение оставить Южную часть города, отойдя на Северную сторону. По окончании войны 18 (30 по новому стилю) марта 1856 года был подписан Парижский мирный договор, по которому Южная часть Севастополя, захваченная врагом, а также Балаклава и другие крымские города обменивались на турецкую крепость Карс, занятую русским. России запрещалось иметь на Черном море военный флот, но это ничего по сравнению с первоначальным требованием Англии о полном срытии русских укреплений на берегах Черного моря. Так, Россия на 15 лет осталась без черноморского флота, но вернула себе Севастополь. Литография заседания участников Парижского конгресса
Автор: Админ
Каковы бы не были причины и последствия Крымской войны, бесспорным остается мужество солдат, матросов и простых горожан, оборонявших свой Севастополь более 11 месяцев. Не зря же для воевавших за город 1 месяц выслуги засчитывался за 1 год, а один день - за 12. За защиту Севастополя была учреждена медаль, и ею были награждены 100 тысяч участников обороны. В памяти потомков защитники Севастополя всегда буду оставаться героями. Все фотографии альбома Музей панорамы оборона Севастополя 1854 – 1855 гг. Все фотографии альбома Малахов курган 2017-03-14
|
Реклама |