Экскурсия в музее подводных лодок в БалаклавеРоссия - Севастополь - Балаклава
Знакомство с маленькой уютной Балаклавой для нас началось с некогда грозного военного объекта, спрятанного в недрах горы Таврос. 825 ГТС - подземное противоатомное укрытие для подводных лодок с ремонтно-технической базой (820 РТБ) и арсеналом ядерных боеголовок для подлодок и кораблей Черноморского флота.
Автор: Админ
В 1990-х годах, после ухода базы подводных лодок ЧФ РФ из Балаклавы, ядерное оружие отсюда вывезли, и подземный город потерял свое стратегическое назначение. Однако военные, "присматривавшие" за подземельем, где оставались арсеналы и оборудование жизнеобеспечения, продолжили следить за сохранностью объекта, что позволило в 2003 году устроить здесь музей Военно-морского флота или, как чаще его называют, музей подводных лодок. Имейте в виду, что за неприметными воротами в скале до сих пор скрывается многоэтажный подземный город, доступный туристам только на треть. Про оставшиеся две трети тсс…
Автор: Админ
Итак, начнем с истории базы. Все началось почти сразу после войны, когда в Балаклаве уже базировалась 14-я дивизия подводных лодок ЧФ СССР. Уже тогда военные задумались о размещении здесь подземного комплекса, включавшего не только стоянки подлодок, но и ремонтный завод, арсенал и сопутствующие им помещения. Особенно злободневным вопрос строительства базы для сохранения баланса сил в регионе стал в 1952 году после вступления соседней Турции в НАТО. Еще при Сталине в 1953 году был принят окончательный проект Балаклавского защитного подземного сооружения, над которым потрудились специалисты Ленинградского проектного института. Сначала строительством занимались только военные горно-строительного отряда ЧФ, но в конце 1955 года к работе присоединились Тбилисские, Харьковские и Московские метростроители. Зеленая и красная подсветка в коридорах подземелья - "не родная", а музейная. Признаться, такое освещение, вкупе с рассказом экскурсовода, добавляет таинственности и без того необычному месту.
Автор: Админ
Любопытно взглянуть на фотографии на стенде при входе, на который запечатлены строительные работы с участием СУ-528. Цифры в названии СУ - это переставленные 825 из названия секретной базы, ставшие шифром строительства. Здесь же собраны некоторые предметы инвентаря, по которым можно судить, как взрывали горную породу и вывозили её наружу на специальных вагонетках, чтобы построить коридоры-паттерны. Тонны грунта грузили на баржи и сбрасывали в открытое море. Вагонетка проходческого комплекса
Автор: Админ
За несколько лет работы в толще горы Таврос появились подземные дороги, цеха, арсеналы, хранилища, причалы, глубоководный канал и сухой док, в который заходили подлодки для "раздочивания" и ремонта. В 1961 году секретный объект 825 был построен, и база получила название "Объект 825 ГТС". В официальных документах она именовалась … городской телефонной станцией. И если Севастополь и раньше был закрытым городом, то Балаклава стала еще более закрытой его частью. Название Балаклава исчезает со всех карт! Город поменял статус, превратившись в поселок. Проехать в поселок можно было только по пропускам, и даже жители Севастополя без балаклавской прописки не могли сюда попасть. Более того, чтобы пройти на западную сторону Балаклавской бухты, где мы сейчас находимся, требовался еще один отдельный пропуск. Для маскировки вход в комплекс был закрыт сетью, имитирующей каменный край скалы, а над ним на бетонном козырьке размещались бутафорские двухэтажные домики. И если бы кто-то попытался сделать аэрофотоснимок, то ничего примечательного здесь не нашел бы. Место для базы выбрано не случайно. Когда-то в укромной Балаклавской бухте прятались пираты, а римляне и византийцы укрывали здесь свой флот от неприятелей и штормов. Спустя века, советские военные выбрали ту же бухту. Говорят, что во времена холодной войны в теории существовал неприятельский план - сбросить бомбу в Балаклавсую бухту ровно между окрестных гор, чтобы ударная волна и вертикальные склоны полностью уничтожили корабли на открытых стоянках. Спасти могло только специально оборудованное подземелье, ворота которого должны были сдержать удар. Мы стоим у паттерны, ведущей в минно-торпедную часть базы, хранилище горюче-смазочных материалов, складские и другие помещения.
Автор: Админ
Выход из минно-торпедной части находится во втором транспортном зале, куда мы пойдем по центральной паттерне, но предварительно остановимся у противоударных ворот.
Автор: Админ
Четырехметровые ворота, подвешенные на петлях к закладной раме, металлические снаружи и заполнены бетоном внутри. Толщина створок - 40 см, при этом вес каждой створки - 10 тонн. Ворота способны выдержать удар 60 атмосфер. Не смотря на значительный вес и габариты, особый механизм позволял закрыть их в течение 2-х минут. В случае отсутствия электричества ворота закрывали вручную. Для надежности на некотором расстоянии от первых ворот установлены еще двое таких же, способных выдержать ударную волну от ядерного взрыва. Первые и вторые противоударные ворота, между которыми был устроен тамбур-шлюз, не герметичны. Ворота изогнутые, т.к. полукруглая форма позволяла снять энергию взрывной волны. Герметичными были только третьи ворота, задача которых задержать зараженный воздух и не дать ему попасть внутрь базы. Газоводонепроницаемая дверь ниже предыдущих на 1 м, но толще на 20 см. Её створки сделаны из цельного металла и весят 1.6 тонн.
Автор: Админ
Проходим во второй транспортный зал. Дверь закрывалась с помощью поворотного колеса. Отсюда по рельсам вывозили проверенное "изделие" на причал и грузили на подлодки. Торпеды проверяли на герметичность в специальном бассейне, в котором, как говорят специалисты, "купали торпеды". В зале размещены корпуса учебных и боевых мин, торпед и глубинных бомб.
Автор: Админ
По закруглению паттерны движемся дальше. Вдоль стен коридоров видны белые полосы - это разметка для рабочих, по которой они могли перемещаться, не мешая движению электрокаров с документацией и инструментами. Ширина паттерны - 3.5 м, высота - 4 м, толщина стен 1-3 метра, высота грунта над паттерной - от 80 до 126 м. Она не прямая, а с изгибом на 30 градусов. Считалось, что если бы часть ударной волны, сорвав ворота с петель, попала внутрь, то многократно отражаясь от стен, полностью погасила сама себя. По расчетам специалистов объект 825 ГТС был способен защитить при прямом попадании атомной бомбы мощностью 100 Килотонн, что в 5 раз больше бомбы, сброшенной на Хиросиму и Нагасаки. На стене сохранилась надпись "В убежище". Сделана она для населения поселка, чтобы в случае угрозы ядерного удара жители знали, где искать спасение. Завод был способен автономно существовать 3 года, вместив при этом все население Балаклавы. На этом предприятии была собственная хлебопекарня, склады для хранения продовольствия и горюче-смазочных материалов, госпиталь.
Автор: Админ
Отсюда движемся на преддоковую площадку, названную так из-за близости к сухому доку, где проводился ремонт подводных лодок. Перед поставкой подводной лодки на ремонт, док заполняли водой через задвижки, закрывающей вход в док - кингстоны малого батопорта. После выравнивания уровня воды в доке и канале, батопорт отводили в стороны, давай возможность лодке войти в док. Затем батопорт возвращали в исходное положение, откачивали воду из доковой камеры, лодка садилась на специальные опоры "кильблоки", обшивалась лесами и ремонтные бригады приступали к работе. В среднем на ремонт уходило 3-4 недели. Здесь же установлен макет подводной лодки проекта 613, для которых строилось убежище.
Автор: Админ
На ремонте в доке могла находиться только одна подводная лодка, плюс еще 8 подлодок проекта 613 и 633 в режиме убежища. Подлодки проекта 613 - самые массовые послевоенные лодки, созданные на базе немецкой подводной лодки U-250, поднятой со дна Финского залива в 1944 году. На преддоковой площадке находилась стоянка электрокара и ремонтные станки. Вдоль канала располагались ремонтные цеха, склады, лаборатория, столовая, медсанчасть. На втором этаже были кабинеты, позже переоборудованные в командный пункт 14-й дивизии подводных лодок ЧФ. В ремонтной зоне выставлена сверхмалая лодка "Тритон-1М", предназначенная для диверсантов. При глубине погружения в 40 м, она имела скорость в 6 узлов и радиус действия в 35 миль. На Черном море служили две таких субмарины, но на подземной базе таких не было. "Тритон-1М" - подарок музею.
Автор: Админ
Всего было построено 32 единицы 2-х типов - сухого и мокрого. Этот экспонат мокрого типа, т.е. при погружении внутрь камеры лодки попадала вода, поэтому находящиеся в ней диверсанты были одеты в легкие водолазные костюмы. В таких лодках одновременно могли находиться только 3 человека. Кстати, для охраны Севастопольской бухты от диверсантов применяли боевых дельфинов. Их тренировали обнаруживать аквалангистов и срывать с них маски, выталкивая на поверхность. Тренированному дельфину достаточно было не увидеть, а услышать чужака в воде за счет природного эхолокатора, чтобы подать сигнал военным, и их выпускали в море. В Балаклаве сохранилось большое серое здание, где располагалась 84-я научно-исследовательская экспериментальная база ВМС СССР.
Автор: Админ
Из сухого дока по мосту мы идем дальше. Здесь канал имеет наибольшую ширину - 24 м. На противоположной стороне канала - выход из второго транспортного зала. Отсюда на тележках на резиновом ходу изделия направлялись в сборочные цеха, где к ним пристыковывались ядерные боеголовки, после возвращались обратно и грузились на подводные лодки. Идем в зал, в котором раньше был сборочный цех, а сейчас - экспозиция, посвященная конструкторскому бюро "Черноморец". КБ и сегодня продолжает работать в Севастополе. Здесь же установлен макет тяжелого авианесущего крейсера проекта 1143.
Автор: Админ
Всего было построено 4 таких крейсера - "Киев", "Минск", "Новороссийск" и "Баку". На верхней палубе крейсера размещались первые палубные штурмовики с вертикальным взлетом и посадкой Як-38. Один из штурмовиков сейчас стоит в арсенальном дворике музея.
Автор: Админ
У макете сторожевого корабля проекта 1135 "Пытливый" мы задержались дольше обычного из-за истории, рассказанной гидом. Настоящий "Пытливый" до сих пор в строю и служит во флоте РФ. Его можно увидеть в Севастополе у Минного причала.
Автор: Админ
А вот другой сторожевой корабль того же типа "Беззаветный" вошел в историю, не дав нарушить морскую границу американским военным кораблям. Корабли ВМС США по какой-то известной только им причине вышли в Черное море между Ялтой и Форосом. После предупреждения о нарушении границы СССР и получения отрицательного ответа от американцев, командиру "Беззаветного" капитану 2 ранга Владимиру Богдашину дали приказ вытеснить американские корабли из советских территориальных вод. Тот способ, какой выбрал капитан, позже назовут "ударом по печени" ВМС США. "Беззаветный" навалом на крейсер УРО ВМС США "Йорктаун" вытеснил всю группу американских боевых кораблей из 12-мильной зоны СССР. Первоначально предполагалось, что навал произведет морской танкер "Иван Бубнов", соизмеримый с крейсером "Йорктаун", но вспомогательное судно не смогло тягаться в скорости с военным кораблем, и Богдашин принимаем решения совершить навал самостоятельно, несмотря на то, что "Беззаветный" по тоннажу в 3 раза меньше американского крейсера. Начало операции офицеры и матросы с "Йорктаун", как туристы, снимали и фотографировали наше судно, пока камера из рук не вывалилась от удара. Ролик сейчас живет на ютубе, советую посмотреть, хотя бы для того, чтобы сравнить размеры "Йорктауна" и "Беззаветного". После навала у "Йорктаун" были согнуты леера, повреждена пусковая установка ракет "Гарпун" и начался пожар. Повторной атаки не потребовалось. Американский крейсер развернулся в сторону Босфора, и у американцев на время отпала всякая охота проводить подобные эксперименты в советских водах. К слову сказать, после инцидента "Беззаветный" около месяца находился в ремонте, после чего продолжил нести боевую службу вплоть до 1997 года. В 1997 году по условиям раздела Черноморского флота "Беззаветный" был передан ВМС Украины и переименован "Дніпропетровськ". В апреле 2004 году после подписания командующим ВМС Украины приказа о демилитаризации и утилизации корабля, "Беззаветный" был затоплен в Чёрном море. Но о корабле-герое и его экипаже запомнят надолго. Дальше через паттерну, которая тянется на 319 м, идем в самую секретную часть арсенала - локальную зону. Справа от зала находился сборочный цех. Сейчас там экспозиция, посвященная подводным силам ЧФ. С противоположной стороны от сборочного цеха находилась хранилище ядерных боеголовок, поделенное на 2 части. В одной находились боеголовки для торпед, в другой - для ракет. На стене сохранилась цитата, принадлежавшая римскому императору Тиберию Клавдию, ставшая девизом, под которым проходили работы на секретном объекте: "Не всё говори, что знаешь, но всегда знай, что говоришь!".
Автор: Админ
Во время сборки ядерных зарядов рабочий расчет действовал пот тройным контролем: каждая операция сначала проговаривалась, затем выполнялась с озвучиванием выполняемых действий, а затем записывалась в специальный журнал. В зале работал только один расчет, смена длилась 4 часа. Расчет состоял из 4 офицеров и 4 мичманов: командир отдавал команду, его помощник её исполнял, третий все записывал в специальный журнал. По окончании работ все под этим расписывались. Как выглядела боеголовка? Так вот она, на тележке. Точнее, это её макет в открытом виде, хотя в действительности любые грузы для перевозки устанавливались только в контейнере. Эта тележка весит 996кг, и на ней могли поместиться 2 контейнера каждый весом 850кг. Для обшивки использовали материалы, не высекающие искру (например, алюминий). Разумеется, в подземелье строго следили за температурой и влажностью. Температура воздуха в рабочих помещениях поддерживалась от 10 до 15С при влажности 50-60%. Если влажность превышала эти значения, дежурный офицер включал специальную установку, осушающую воздух. А знаете, что служило датчиком влажности воздуха в гигрометре? Обезжиренный рыжий волос! Оказывается, его выбрали, как наиболее чувствительный материал к изменению влажности из-за низкого содержания пигмента феомеланина. Сбоку видны кабинеты-сейфы с дверями толщиной 18 см, где хранили техническую документацию и инструменты для работы с ядерными боезарядами. Специально для любителей потрогать музейные экспонаты руками, в зале установлен люк подводной лодки. Хотя он лежит на полу горизонтально, в нормальном состоянии на подлодке люк установлен вертикально. Через него подводники попадали внутрь подводной лодки. Судя по диаметру люка, в подводники брали не самых габаритных мужчин.
Автор: Админ
На другой стороне зала показан момент загрузки самонаводящейся акустической торпеды САЭТ-50.
Автор: Админ
Из-за опасности возникновения природного статического электричества, расчет работал в хлопчатобумажной спецодежде и в специальной обуви с подошвой, прошитой медными нитями. Такая форма сейчас надета на манекены. Дальше идем в шлюзовую камеру и дальше на волю, на воздух, в арсенальный дворик.
Автор: Админ
По мере развития подводных сил ВМФ СССР, завод начал исчерпывать свои технические ресурсы и утрачивать стратегическое значение. Подлодки проектов 613, 644 и 633, для которых строили засекреченное подземелье, постепенно снимались с вооружения, а новые образцы военной техники по своим характеристикам сильно отличались от предшественников и не могли пройти на базу. К 1994 году подводные лодки ЧФ России покинули Балаклавскую военно-морскую базу, а Украине в результате раздела ЧФ бывшего СССР передали только одну торпедную дизель-электрическую подводную лодку проекта 641. С середины 1990-х годов большинство конструктивных элементов инженерной и технической инфраструктуры объектов 825 и 820 были демонтированы и вывезены. Часть базы, где работали гражданские специалисты, закрылась. То, что удалось посмотреть на экскурсии, впечатляет размахом строительства и напоминает о времени "холодной войны", когда приходилось всерьез опасаться ядерных ударов. И только представьте, что вы, пройдя по коридорам-паттернам заканчиваете свой маршрут в сувенирной лавке. И кто бы такое мог представить всего каких-то 50 лет назад. 2017-02-15
|
Реклама |