X

Ваш емайл:
Ваш пароль:
Запомнить:
Калининградский музей янтаря
Самара - родина жигулевского пива
Казань

Главная / Блог / Армянский монастырь Сурб-Хач в Старом Крыму

Армянский монастырь Сурб-Хач в Старом Крыму

Россия - Автономная республика Крым - Старый Крым

Примерно в 3 км от Старого Крыма сохранился монастырь, основанный крымскими армянами в XIV веке. В те времена армянское население полуострова было многочисленным. Достоверно известно, что в одной только Феодосии к концу XVII века жило до 80 тысяч армян.

Автор: Админ

По преданию, название монастыря Сурб-Хач (Святой Крест) связано с каменным резным крестом хачкаром VI века, перевезенным в Крым из древней армянской столицы Ани в XIII веке. Основателем монастыря был инок Ованес, который вместе со своими братьями и учениками построил церковь Сурб-Ншан (церковь Святого Знамения). Позже к храму был пристроен гавит (притвор) с колокольней, одновременно выполняющей роль дозорной башни.

Суровые каменные стены монастыря больше напоминают средневековую крепость, чем церковную постройку. И вполне закономерно, что после возведения монастыря вокруг возник небольшой город Казарат. В нем армянские князья держали войска, которые в качестве наемников защищали побережье, города Кафу (Феодосию) и Солдайю (Судак).

По брусчатке внутреннего двора мы направляемся в храм. Попасть в него можно только миную притвор, или в армянском варианте гавит. В гавит вели два входа в южной и западной стенах. Над юго-западным углом гавита надстроена сторожевая башня-колокольня, на которую поднимались из притвора по каменной лестнице. Внешне колокольня сильно отличается от того, что мы привыкли видеть в христианских монастырях. Никаких отдельных или пристроенных к храму конструкций, просто на кронштейне, вбитом в стену рядом с окном над входом в гавит, висит небольшой колокол.

Автор: Админ

Первое, что бросается в глаза при входе в гавит - каменный пол из могильных плит с полустершимися армянскими надписями, под которыми захоронены настоятели монастыря. Среди них и основатель Сурб-Хача инок Ованес. Полагают, что ступая по плитам, ныне живущие как бы общаются с почившими праведниками и поминают их.

Внутренние стены гавита украшены резными крестами. Все кресты разные! В средневековье было принято в ознаменование важного семейного события заказывать вырезание крестов на стене храма.

Автор: Админ

Здесь же в северной стене сохранилась ниша, оформленная в стиле мусульманского михраба.

Автор: Админ

Удивительно, но над входом в храм даже просматривается роспись, над которой видна лепнина с изображением агнец на престоле с крестом.

Автор: Админ

Удивительно, потому что монастырь несколько раз закрывали, и он оказывался заброшенным: первый раз монастырь опустел в XVII веке, а потом - в XX. После 1925 года и до конца 1970-х годов, здесь размещали то пионерский лагерь, то санаторий. Позднее на территории Сурб-Хача провели археологические исследования, и монастырь был взят под охрану. В 1994 году в храме возобновились богослужения, а в начала 2000-х годов монастырь вернули Армянской Апостольской Церкви.

Одна из архитектурных особенностей всего храмового комплекса - это его ступенчатость. Не забывайте, что монастырь построен в гористой местности в лесистой долине северо-западного склона горы Грыця (Святого Креста, Святая, Монастырская). Поэтому на протяжении 45 метров от трапезной до алтаря получается перепад высоты в 5 метров! Об этом написали крымские ученые О. Домбровский и В.Сидоренко в своей книге "Солхат и Сурб-Хач": "Поразительна эта - можно назвать ее дивной - ступенчатая перспектива вздымающихся один над другим архитектурных объемов, а с ней и постепенное возрастание орнаментального богатства - в обрамлениях входов, в полихромии рельефных узоров и в росписи, которую видим над входом из гавита в святилище. По-особому настраивал посетителя и дальний сумрак, манивший в глубину перспективы - туда, внутрь храма, где в благовонном дыму синевато курившегося ладана повисал солнечный луч, проникавший в окно алтарной абсиды".

Солнечные лучи всё так же проникают через окно алтарной абсиды и заставляют дрожать воздух под куполом.

Автор: Админ

Приходят сюда не только любопытные туристы, но и верующие, стремящиеся увидеть взгляд Христа с иконы. Икона эта стоит под сводом в нише слева от алтаря. Считается, что на кого-то лик с иконы смотрит печально, на кого-то твердо, а кто-то вообще видит Христа с закрытыми глазами.

Автор: Админ

Выйдя из храма, попадаешь во внутренний монастырский двор, окруженный древними кельями братского корпуса. Двухэтажное помещение, построенное буквой "г", состояло из восьми комнат первого этажа, а над ними - балкон-галерея, опирающийся на деревянные колонны. К входу на балкон сначала подводила лестница с восточного края двора, а позднее был устроен вход с площадки лестницы, ведущей в гостиницу над трапезной.

Под лестницей на второй этаж трапезной расположен фонтан для омовения рук и босых ног, совершаемого перед тем как войти в храм или трапезную.

Автор: Админ

В кельях сохранились полуциркульные своды, часть из которых украшены каменной резьбой. Отапливались кельи каминами, дымоход которых скрыт в стене.

Шестиконечные звезды и плетеные шнуры - традиционные черты армянской каменной резьбы

Автор: Админ

Трапезная, расположенная к западу от храма, представляет собой каменное посещение из двух прямоугольных залов. В северном зале устроены камин с полукруглой топочной аркой, и печь. Под трапезной располагался подвал, куда вела лестница из южного зала. Второй этаж над трапезной появился только в конце XIX века и предназначался под гостиницу. Позднее в 1906 году отдельно от братского корпуса было построено новое одноэтажное здание монастырской гостиницы.

Автор: Админ

От трапезной с уровня внешнего открытого двора монастыря вела лестница в сад, расположенный за пределами монастырского дворика. Сад с террасами был разбит на пологом горном склоне, и между площадками проложены каменные лестницы. Всего в саду сохранилось четыре террасы и три фонтана с питьевой водой, устроенных по единому принципу - прямоугольные в плане с декорированным фасадом, глухими стенами и с примыкающим к нему с тыльной стороны колодцем-цистерной. Вода к фонтанам подводилась по керамическим трубам, из расположенного выше по склону источника.

Автор: Админ

По преданию, у каждого фонтана есть свое название - источник здоровья (верхний), мудрости (средний) и красоты (нижний). На стене источника мудрости хорошо просматривается каменная резьба с изображением древа жизни и двух ангелов, охраняющих его с обеих сторон. Над ними по обе стороны от дерева - Солнце и Луна.

Автор: Админ

Чуть ниже на этой же стене вырезан в камне цветок жизни в окружении двух высоких стрельчатых деревьев, на которых сидят птицы, а между стволами парят два ангела. Символическое изображения цветка жизни встречалось еще у египтян, и вот, как ни странно, мы видим его в армянском монастыре XIV века.

Автор: Админ

Почти одновременно со строительством монастыря Сурб-Хач чуть выше по склону возводили второй монастырь Сурб-Стефанос. Но сейчас от него остались одни руины. Мы туда обязательно дойдем, но в следующий раз. А пока от знакомства с крымской историей нас отвлек аромат гаты с орехами, которую пекут здесь же и продают на небольшом пяточке под деревьями. Чай, гата, разговоры с другими путешественниками... Как оказалось, сюда приходят не только армяне, но даже не только христиане. Храм открыт для всех.

На обратном пути нас подхватил местный армянин, который приезжал из Старого Крыма в Сурб-Хач за водой. Всю дорогу вместе с ним строили предположения, что же означает каменная резьба над фонтаном мудрости, но докопаться до истины, как обычно, не хватило времени. Кстати, от денег за проезд он буквально отмахался: "Не надо-не надо!" И мы пошли дальше.

Тэги: Крым, Старый Крым, армянский монастырь, Сурб-Хач

2017-07-10


Реклама

Использование материалов сайта без письменного разрешения редакции запрещено