Музей кацкарей в деревне МартыновоРоссия - Ярославская область - Мартыново
Собрались мы как-то в очередной раз в Углич, и решили, что на этот раз обязательно надо заехать в деревню Мартыново, что на реке Кадка. Здесь усилиями местных энтузиастов из обычной деревенской избы сделали нескучный этнографический музей, изюминкой которого стали не старые вещи, а местный диалект - кацкий язык. Итак, добро пожаловать в музей кацкарей.
Автор: Админ
Кацкари - это малая этнографическая группа русских со своими традициями и диалектом. Местные жители говорят вроде и по-русски, но по-своему, и "побахорить по-кацки" получится не у всякого "заволОстного". В кацком словаре сохранилось около 2000 своеобычных слов. Историей диалекта занимается главный идеолог музея Темняткин Сергей Николаевич. Он же вместе с помощницами проводит экскурсии и устраивает театрализованные представления. Здесь даже выпускают собственный журнал "Кацкая летопись", где рассказывают о местных традициях. По мнению Темняткина, корни кацкарей и славянские, и меря и потому в диалекте много слов схожих с финским языком. Откуда взялись кацкари? У кацкарей есть не только свой диалект, но и собственная мифология. По одной из легенд после великой битвы с ордынцами зимой 1346 года вода в местной реке была отравлена из-за обилия трупов по ее берегам, оставшихся лежать под снегом. И весной, когда всё оттаяло, не осталось ни одного чистого источника. Среди местных нашелся один сообразительный мужик, который поставил на родник деревянную кадку без дна. Кадка наполнилась чистой водой. Так и стали говорить: "Пошли за водой на кадку!" После и реку назвали Кадкой (Кодка или Катка). Жителей "кацких поречин" стали звать кацкарями, а всех, кто живет не в Кацкой волости (Кацком стане) - заволостными. Мартыново - самая большая кацкая деревня из 70 домов и чуть больше 200 жителей. В деревне - 2 улицы: главная носит название Музейной, а вторая - Школьная. В ярко-желтом доме с белыми резными наличниками расположилась музейная администрация, а вот сам музей - это добротный деревянный дом на две половины (летнюю и зимнюю), который стал музее после того, как бабушка далеко за 80 лет решила уехать жить в город к детям.
Автор: Админ
Неспроста рядом с домом посажено дерево, выросшее до огромных размеров - в кацкой мифологии путь на небо ведет по большому Мировому дереву. Кацкари считали, что Вселенная состоит из 3 миров: нижнего (под землей, где живут умершие), среднего (мир живых людей) и верхнего (небо, где живут боги). Но если у славян Мировое дерево обычно ассоциировалось с раскидистым дубом, то кацкари почитали за него ель. Еловым лапником выкладывают дно могил, и из него же делают метелки, которыми украшают ворота домов, где проходит свадьба. Топоры на современном кацком гербе тоже неслучайно. По легенде задумал мужик срубить дуб, а топор выскочил из рук и упал на дно речки Кадки. Долго искал мужик топор, но так и не смог найти. Испугался и передумал рубить дерево. По словам краеведов, в этой легенде отражена местная история о первой неудачной попытке христианизации кацкарей.
Автор: Админ
С топором связан и другой обычай - перед дорогой крестить топором свой первый след, как из дому вышел. Делать это может только мужчина, чтобы оградить себя от демона Чугрея, который за нарушения запрета вмиг закрутит в вихре да унесет невесть куда. Понятно дело, что у всего в кацком доме есть свое название. Передняя часть избы называется чоло. Сейчас здесь выставлены всевозможные приспособления, которыми хозяин и хозяйка пользовались каждый день. В углу пылятся корзины для ловли рыба (косынка и корчага), на стене на деревянных крючках развешаны рубели (ребраки, пральники) и валек с катком для глажки белья. А рядом пара коромысел с выбоинами под плечи и шею.
Автор: Админ
Такие коромысла делались по индивидуальным меркам, чтоб подходило под размер плеч хозяйки дома - с ним она могла нести ведра не только на плечах, но и в руках. А что делать?! Семьи были большими. Вплоть до XIX века в избах не было разделения на комнаты. Позже появились переборки - тесовые стены, не доходившие до потолка, которые при желании можно было разобрать. Переднюю часть избы кацкари называют перёд, а куть - это мужская часть избы, где хозяин обычно что-то мастерил для дома. В уголке над дверью - символическое изображение огненного летающего ужа Палучато. В мифологии кацкарей Палучато - огненный летающий уж, приносящий в избу богатство. До сих пор в узорной резьбе кацких наличников можно рассмотреть символическое изображение двух змеек, направленных друг к другу.
Автор: Админ
В избе есть отдельная комната с железной кроватью, застеленной вышитыми покрывалами. Но на ней не спали, а хвастались перед соседями. Вышивка, подзоры покрывала, все сделано руками хозяйки. Девочки с 8 лет начинали готовить себе приданое, чтобы угодить потенциальной свекрови. Ведь свекровь из природной вредности могла и взвесить подготовленную невесткой работу, и отказаться взять в семью, если посчитает, что та мало соткала, сшила, вышила. Кстати, занавеска на окне (голубине) вырезана из бумаги, а пол (слань) застелен самотканой дорожкой.
Автор: Админ
Кухня - женская часть избы. Самая важная часть кухни, да и всего дома, конечно, печь. Она не только обогревала дом, в ней не только готовили, но мылись. Для этого печку хорошо протапливали, вычищали все уголья, выстилали соломой, ставили внутрь тазик с водой, и чтобы вода оставалась теплой, кидали в тазик раскаленный камень. Затем залезали внутрь, парились веником, намыливались, а после вылезали наружу и бежали во двор с ведром воды, чтобы смыть с себя мыло.
Автор: Админ
Традиция кацкарей мыться в печке была настолько сильна, что даже появившаяся в деревне в конце 1940-х годов баня не сильно поменяла местные гигиенические привычки. Присмотритесь к длинной веревке в углу у лавки. Ею обвязывали самых маленьких, чтобы далеко не уползал, пока мать на работе. На кацкой кухне обязательно были длинная полка от печки до противоположной стены - грядка, многоярусная полка для посуды - полица и шкафчик - судёнка.
Автор: Админ
Полица с посудой.
Автор: Админ
Готовили из того, что сами выращивали. Мясо ели редко, потому что хотя и держали скотину, себе оставляли "кишки да брюхавицу", а остальное сдавали. На первое кацкари готовят хлёбное. Самое распространенное хлёбное - купоросные щи (постный суп на серой квашеной капусте "хряпе"). Вот и на этой кухне выставлено деревянное корытце для приготовления хряпы. К супам могли подать и забелу, т.е. сметану.
Автор: Админ
В избе сохранилось много вещей, которые местные жители привозили из города, куда ездили на заработки. В основном для отхожего промысла отправлялись в Петербург, поэтому всех отходников называли "питерянами". Из избы по деревянным настилам переходим на деревенское подворье. Кот занят своим любимым делом - отдыхает:
Автор: Админ
Одичавшие в каменных джунглях городские жители с удовольствием кормят из рук корову, овец и лошадей. Да и как не покормить рыжую корову. По местным поверьям рыжий цвет приносит удачу, а солнце у кацкарей - это Белая Корова.
Автор: Админ
Напоследок вас отведут в трапезную избу и угостят щами и томленой картошкой из печи.
Автор: Админ
Автор: Админ
Для одного дня в одной деревне получилась вполне насыщенная туристическая программа. Нет здесь ни великолепных природных видов, ни деревянных храмов, а заволостные всё равно остаются довольны. Редкий случай, когда избалованный Золотым и Серебряным кольцами экскурсант остается доволен лишь знакомством с местным бытом, и самое главное, с местным диалектом. Словарный запас многих из них обогатится кацкими словечками, и уж точно запоминает, что "дарома" - это хорошо, а плохо по кацки - "говено". 2017-05-17
|
Реклама |