На Укок: Барнаул - Кош-Агач - ДжазаторРоссия - Алтайский край - Барнаул
Горный Алтай многолик. Сложно решить, какое направление выбрать для первого знакомства. В серьезных книгах читаем: "На территории Горного Алтая представлены лесная, степная, полупустынная, тундровая, альпийская, субальпийская природные зоны". Откладываем в сторону умные книги. Прости, Белуха и Телецкое, нас манит плато Укок. С 1998 года плато Укок входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Расположенный на перекрестке границ четырех государств (России, Китая, Казахстана и Монголии), Укок стал известен широкой публике после обнаружения в кургане IV-III веков до н.э. мумии молодой женщины, с легкой руки журналистов превратившейся в "Алтайскую принцессу". Но не только курганами прославился таинственный Укок. Здесь сохранились оленные камни - валуны с рисунками, созданными человеком бронзового века. Юг плато обрамляет горный узел Табын-Богдо-Ола, что в переводе с монгольского означает "Пять священных вершин". Взобравшись на Табын, ты оказываешься на границе России с Китаем и Монголией. Высочайшая точка массива приходится на гору Найрамдал (4373 м) - вторую по высоте после Белухи. Дорога на Укок для нас началась в Барнауле, откуда, двигаясь по Чуйскому тракту, мы проехали почти через весь Алтай. Правильнее сказать, через весь Алтайский край и большую часть Республики Алтай, так это две самостоятельные административные единицы. И если бы путешествовали самостоятельно, остановок по Чуйскому тракту было бы гораздо больше. Дорога эта - древнейший торговый путь между Россией и Монголией, причем кое-где ещё сохранились участки обозначенной камнями конной тропы. Протяженность современной трассы М52, начинающейся от Новосибирска и заканчивающейся в селе Ташанта на границе с Монголией, составляет 962 км.
Автор: Админ
Тысячелетия назад здесь проходила конная тропа, по которой торговцы и воины шли в Сибирь и дальше на запад. В древних китайских текстах эту дорогу называли Мунгальским трактом. Ежегодно монгольские паломники шли по нему к верховьям реки Катуни, к священным для них местам в урочище Байхач. В начале XIX века этот маршрут начали активно осваивать русские купцы. На 583 км трассы сделали короткую остановку на Семинском перевале - самой высокой точке Чуйского тракта (2200 м над уровнем моря). Здесь в 1956 году был установлен обелиск в честь "200-летия добровольного вхождения алтайского народа в состав России". За памятником видны кедровые леса - визитная карточка Семинского перевала.
Автор: Админ
Рядом шла бойкая торговля. В палатках предлагали травяной чай с медом, шашлыки, вареные кедровые шишки, и заодно - алтайские сувениры: мед, травяные сборы, настойки, амулеты, монгольские вещи из шерсти яка и прочее, прочее, прочее.
Автор: Админ
Автор: Админ
Часть пути по Чуйскому тракту проходит по берегу Катуни - главной реке Алтая. Местные жители называют её "кадын" - госпожа, хозяйка. Исток реки высоко в горах, рядом с вершиной священной для алтайцев Белухи. В зависимости от местоположения и времени года цвет воды в Катуни меняется: где-то она кристально прозрачная, где-то из-за ледниковой взвеси приобретает молочный оттенок, а нам посчастливилось увидеть Катунь бирюзовой. На 712 км Чуйского тракта бирюзовые воды Катуни встречаются с мутно-белым потоком Чуи. Сталкиваясь, водные потоки долго не смешиваются, держат четкую цветовую границу. Наблюдать встречу двух рек можно с обрыва, но лучше спуститься ближе к воде.
Автор: Админ
Автор: Админ
Чуя - самый крупный и полноводный приток Катуни. От истоков на склонах хребтов Западного Алтая через Чуйскую степь река несет чистую прозрачную воду, и только после слияния с левым притоком Чаганузуном вода в реке становится меловой, почти молочной и кажется густой. А мы продолжали наблюдать за дорогой из окна уазика, завидуя те, кто мог остановиться там, где ему захочется. В районе села Белый Бом проскочили мимо памятника Кольке Снегирёву, шоферу из песни, посвященной всем водителям, осваивавшим такой непростой маршрут Чуйского тракта. В селе Иня краем глаза ухватили феерический памятник Ленину на постаменте в виде спирали. А еще рядом с дорогой есть камни с петроглифами. Одним словом, Чуйский тракт достоин отдельной поездки с остановками в десятке интересных мест. К вечеру добрались до юрточного кемпинга "Тыдтуярык". Тыдтуярык - небольшая река, берущая начало на вершине Курайского хребта. Кемпинг разбит в ложбине, защищенной от ветров горами, но после дневной жары вечер казался по-осеннему холодным. В юрте пахло войлоком, травой и дровами, сложенными в ящике рядом с буржуйкой.
Автор: Админ
Даже сундук в юрте оклеен мягким тонким войлоком, поверх которого малюсенькими гвоздями прибита металлическая фольга, украшенная резным орнаментом.
Автор: Админ
Следующий день наступил как-то внезапно и быстро. После холодной ночи утренняя жара казалась чем-то странным. Но она была, солнце снова не на шутку припекало, и нам опять пора в дорогу. Завтракать решили в селе Кош-Агач. За окном уазика Курайская степь сменилась Чуйской и, проехав через "ворота Кош-Агач", представляющие собой щиты по обеим сторонам трассы, мы оказались на сельской улице, абсолютно лишённой растительности. Уже после поездки нашла в сети, что в переводе с казахского кош означает "прощай", агач - "дерево". Так и есть, точнее, таки-нет деревьев. Оглянувшись вокруг, удалось найти всего одно дерево! Зато нигде до этого я не видела такого немыслимого количества парящих на разной высоте коршунов.
Автор: Админ
Автор: Админ
Кош-Агач основан в 1801 году русскими купцами, торговавшими напрямую с Монголией. Сначала купцы строили здесь только склады для своих товаров, но постепенно селение стало разрастаться, превратясь к концу XIX века в крупную торговую точку на юге Горного Алтая. В "Карте родины" Петр Вайль пишет об "алтайской моде" устанавливать где ни попадя турникеты, делая предположение, "может, начальство из вахтеров". Нам вертушка попалась при входе в блинную. К слову сказать, в кафе из европеоидов были только мы и семеновские матрешки на полке. И персонал, и посетители - сплошь с монголоидными чертами лица, но блины уважают все. Вот такую долгую память оставили о себе в Кош-Агач русские купцы.
Автор: Админ
И снова в путь. До следующей точки, где запланирована ночевка, не меньше 140 км по Чуйской степи. Когда-то здесь проходили тропы кочевников, теперь по грунтовке снуют машины местных и туристов, каждый раз оставляла после себя густое облако пыли.
Автор: Админ
За селом наш уазик свернул в сторону виднеющихся вдали гор, но чтобы ехать дальше, надо пройти паспортный контроль на Солонешенской погранзаставе. Пропуск нам выписали только в Кош-Агач, потому что наша турфирма приподзабыла сделать это вовремя. Пограничники читали документы вдумчиво, не снимая оружия, сверяясь с какими-то своими данными, но все закончилось хорошо, всех пропустили
Автор: Админ
Автор: Админ
Примерно через 5 часов ветра, пыли и тряски в машине, мы подъехали к пропускному пункту в селе Джазатор, где процедура проверки документов повторилась. Что неудивительно, ведь до границы с Китаем, Монголией и Казахстаном всего 60 км. Пока пограничники проверяли документы, немного осмотрелись - сразу чувствуется, просторы здесь такие, что мельчить с шириной улиц не привыкли.
Автор: Админ
В официальных документах село называют Беляши (белеш переводится как "маленькая седловина в горах"), но для местных привычнее Джазатор - так называется река, протекающая на окраине поселения. До недавнего времени свет в дома джазаторцам-белешовцам давали два дизельгенератора. К 2007 году, после строительства на небольшой, но бурной речке Тюнь собственной ГЭС, проблема с обеспечением села электроэнергией была решена
Автор: Админ
Как и в Кош-Агач, коршунов здесь столько, что начинаешь их воспринимать, как нечто обязательное для этих мест. Как голубей с воробьми в городе. Сидят себе на проводах и заборах, поглядывают на людей, собак, лошадей, покаркивают или как там называются звуки, издаваемые коршунами. А если повезет, то и умыкнут со двора цыпленка или любого другого птенца домашней птицы.
Автор: Админ
Автор: Админ
Автор: Админ
Под крышей устроили гнезда птицы поменьше. Можно снимать их не отходя от дома. Трясогузка маскированная. Чем не Зорро, только в белом?
Автор: Админ
Самка горихвостки
Автор: Админ
Самец горихвостки
Автор: Админ
Птенец горихвостки
Автор: Админ
Бесспорно, местным повезло с видом из окна. Пейзажи здесь такие, что остается только тихо завидовать.
Автор: Админ
Со всех сторон село окружают горные хребты, за одним из которых скрыто плато Укок. В хорошую погоду отсюда виден заснеженный пик Иикту (3936 м) - главной вершины Южно-Чуйского хребта. Западнее Джазатора находится Катунский хребет с венчающей его горой Белуха (4506 м).
Автор: Админ
В ожидании бани и ужина, вышли на поле за селом полюбоваться закатом. Небо менялось каждую минуту.
Автор: Админ
Автор: Админ
После долгого дня, бани и сытного ужина желание только одно. Спать, спать. Завтра первый день пешего маршрута.
Автор: Админ
Часть II Алтай, на Укок: Джазатор - перевал Судобай - Кара-Булак - Акалаха Часть III Алтай, на Укок: Калгуты - озеро Гусиное - Табын - стелы Укока Часть IV Алтай, на Укок: Аргамджи - Калгуты - перевал Карсулу - Богомуюс - Ильдегем - Джазатор Все фотографии альбома Алтай, на плато Укок: Калгуты - озеро Гусиное - Табын - стелы Укока Все фотографии альбома Алтай, на плато Укок: Барнаул - Кош-Агач - Джазатор Все фотографии альбома Алтай, на плато Укок: Джазатор - перевал Судобай - Кара-Булак - Акалаха Все фотографии альбома Алтай, на плато Укок: Аргамджи - Калгуты - Карсулу - Богомуюс - Ильдегем - Джазатор 2015-10-09
|
Реклама |