X

Ваш емайл:
Ваш пароль:
Запомнить:
Самара - родина жигулевского пива
Балахна
Переславль-Залесский

Главная / Блог / Танковый музей в Кубинке: 3-й павильон «Лёгкие танки и техника воздушно-десантных войск»

Танковый музей в Кубинке: 3-й павильон «Лёгкие танки и техника воздушно-десантных войск»

Россия - Московская область - Кубинка

Легкая бронетанковая техника, благодаря своей многофункциональности, относительной простоте и дешевизне производства, до начала второй мировой войны составляла основу парка боевых машин всех мировых армий. Она использовалась не только для поддержки пехоты и кавалерии, борьбы с бронетехникой противника, но и участвовала в разведывательных операциях. В павильоне №3 выставлены советские легкие танки конца 1920-х - начала 1940-х годов.

Автор: Админ

Автор: Админ

При входе в третий павильон на небольшом постаменте установлен скромных размеров легкий колесно-гусеничный танк БТ-2. Это первый танк семейства БТ - "быстроходные танки", созданный в Советском Союзе и выпускавшийся серийно в 1932-1933 годах.

Автор: Админ

БТ-2 базировался на модели американского танка M.1931, разработанным конструктором Уолтером Кристи. В 1930 году было закуплено два M.1931 и документация к ним с правом изготовления в СССР. После испытаний на полигоне в Кубинке танк был принят на вооружение под индексом БТ-2 и производился на Харьковском паровозостроительном заводе им. Коминтерна.

Впоследствии выявилось множество недостатков танка, включая плохую обитаемость машин - в них было невыносимо жарко летом и очень холодно зимой. Но танкисты ценили БТ-2 за скорость. К началу Великой Отечественной войны на вооружении РККА находилось 492 исправных БТ-2.

Легкий танк МС-1, 1926 год

Автор: Админ

МС-1 разработан в Московском ЦКБ в 1926 году и в серийном производстве на ленинградском заводе "Большевик" был с 1927 до 1931 года. Всего было собрано более 900 танков.

Вначале на танке была установлена пушка фирмы Гочкис (Франция), усовершенствованная на Обуховском заводе, и пулемет системы Федорова с двумя стволами. Начиная с 1929 года, их сменили на систему Дегтярева (ДТ). В результате, малый калибр пушки (37 мм) и небольшой вес выстрела позволили достичь скорострельности до 10-12 выстрелов в минуту, что считалось в те годы вполне достаточным для ведения боя. Однако точность ведения огня снижалась из-за отсутствия оптических прицелов: единственным смотровым оптическим прибором был "броневой глаз" - перископ механика-водителя. Кроме того, 16-мм броня не пробивалась пулями обычных стрелковых калибров, но через открытые смотровые щели экипаж мог быть поражен свинцовыми брызгами.

МС-1 принимал участие в конфликтах на Дальнем Востоке КВЖД, Хасан, Халхин-Гол.

Только в СССР были приняты на вооружение не только двухбашенные, но и многобашенные танки различных типов - число башен на военных машинах доходило до пяти. Первым серийно выпускавшимся в СССР многобашенным танком был двухбашенный Т-26, разработанный на базе одного из самых распространенных танков своего времени "Виккерса" Mk.E.

Легкий двухбашенный танк Т-26, 1931 год

Автор: Админ

В 1930 году в Великобритании были закуплены 15 двухбашенных Vickers Mk.E, у которых башни были расположены по центру корпуса сбоку друг от друга, что не позволяло концентрировать огонь двух имеющихся пулеметов на одной цели, а лишь стрелять в левую и правую сторону.

Первые пятнадцать Т-26 были собраны уже в августе 1931 года. У этих моделей башни были слегка увеличенной высоты со смотровым лючком и щелями в верхней части, причем башни могли вращаться независимо друг от друга в секторе 270 градусов. В двухбашенном варианте Т-26 производился только 2 года, после чего конструкторы окончательно решили перейти к однобашенной схеме.

Всего с 1931 по 1941 год в СССР было создано 23 модификации данного танка. Т-26 участвовал в боях на Халхин-Голе. К началу Второй мировой войны число различные версии танков Т-26, в том числе и двухбашенные машины, доходило до 9 тысяч. Большая их часть была потеряна в сражениях 1941 года. В Кубинке находится единственный уцелевший двухбашенный экземпляр Т-26, оснащенный пушечно-пулеметным вооружением.

Рядом с двухбашенным стоит однобашенный танк Т-26 образца 1932 года

Автор: Админ

Боевое крещение танк получил в Испании в 1936 году. Участвовал в боях на Халхин-Голе, в советско-финской и Великой Отечественной войнах.

На базе Т-26 КБ-2 завода им. Ворошилова (завод № 174) по проекту СКБ московского завода "Компрессор" был создан огнеметный танк ОТ-130.

Автор: Админ

Опытная партия из 10 машин была выпушена заводом в 1936 году, после чего танк был принят на вооружение и оставался в серийном производстве до 1938 года. Всего было изготовлено 403 танка ОТ-130.

Брандспойт огнемета размещался в башне вместе со спаренным пулеметом ДТ. Автоматическое устройство для поджига огнесмеси располагалось у наконечника брандспойта, и было защищено броневым кожухом.

Часть этих танков принимала участие в боевых действиях при Халхин-Голе и вначале Великой Отечественной войны.

Легкий колесно-гусеничный танк БТ-5, 1933 год

Автор: Админ

Легкий танк БТ-5 являлся модернизированным вариантом БТ-2. В целом, конструкция корпуса и ходовой части по сравнению с БТ-2 претерпели незначительные изменения: на БТ-5 применялись те же двигатели что и на БТ-2, масса танка несколько возросла за счет башни и вооружения, однако бронирование оставалось таким же, как у БТ-2.

Размер башни БТ-5 был увеличен по сравнению с башней танка-предшественника. В её передней части имелись две смотровые щели и два отверстия, которые предназначались для стрельбы из револьвера. В башне устанавливались орудие калибра 20-мм образца 1932 года и пулемет ДТ. В нише кормовой части размещался боекомплект (на линейных танках) или радиостанция (на командирских машинах).

На основе БТ-5 был создан мостовой танк, который также применялся в ходе советско-финской войны.

В 1936 году несколько БТ-5 были переоборудованы для подводного хождения (ПХ): в машине установили трубу для подачи воздуха, а все отверстия в корпусе и люки закрывались специальными деревянными вставками и резиновыми уплотнениями. После такой подготовки БТ-5ПХ преодолевал водные преграды глубиной до 4,5 м.

За период с 1933 до 1935 года было изготовлено около 1900 танков БТ-5. В составе добровольческих советских подразделений БТ-5 принимали участие в боевых действиях во время гражданской войны в Испании, с японцами на Халхин-Голе и в советско-финской войне. В 1941 году БТ-5 оставались на вооружении советской армии, хотя большинство боевых машин выбыло из строя еще в начале Великой Отечественной войны. Отдельные экземпляры БТ-5 дожили до середины 1944 года, в частности участвовали в сражениях под Ленинградом и в Карелии.

Легкий танк Т-30, 1941 год

Автор: Админ

Танк Т-30 разработан на базе Т-40 в КБ завода № 37 под руководством Николая Александровича Астрова. С августа по декабрь 1941 года танк находился в серийном производстве. Всего было выпущено 335 танков.

От предшественника Т-30 отличался упрощённой формой корпуса, усиленной броневой защитой и установкой пушечного вооружения. Толщина лобовой и бортовой брони возросла с 13 до 15 мм, а подбашенной коробки, башни и броневой маски вооружения - до 20 мм.

На первых образцах машины в башне была размещена спаренная установка 12,7-мм пулемёта ДШК и 7,62-мм пулемёта ДТ, а с сентября 1941 года вместо пулемёта ДШК стала устанавливаться 20-мм автоматическая пушка ТНШ.

С августа 1941 года Т-30 принимали участие в боях на Центральном, Брянском, Резервном и Западном фронтах, где практически все танки легких типов были уничтожены. К концу 1942 года Т-30 исчезли из боевых частей, за исключением единичных машин, использовавшихся для охранения. В Кубинке находится единственный сохранившийся экземпляр Т-30, из выпущенных осенью 1941 года.

Легкий танк Т-60, 1941 года

Автор: Админ

Танки Т-60 предназначались для непосредственной поддержки пехоты, кавалерии, сопровождения войск на марше, а также в качестве разведывательных машин. Опыт первых боев Великой Отечественной показал, что чисто пулеметные, слабо защищенные машины уже не нужны, хотя сами по себе легкие танки фронту необходимы. В результате, в КБ под руководством Астрова был модернизирован Т-40. По сравнению с предшественником Т-60 имел усиленную броневую защиту и более мощное вооружение - скорострельную 20-мм пушку ШВАК.

Первое боевое крещение Т-60 прошли в битве за Москву. 7 ноября 1941 года в параде на Красной площади участвовало 48 Т-60 из состава 33-й танковой бригады. Воевали Т-60 на Южном фронте, особенно активно весной 1942 года в Крыму, и в операции по прорыву блокады Ленинграда. Последней крупной операцией, в которой использовались Т-60, стало снятие блокады Ленинграда в январе 1944 года.

На базе танка Т-60 была создана и выпускалась серийно реактивная система залпового огня БМ-8-24, опытные образцы танка с 37-мм пушкой ЗИС-19, 37-мм зенитной самоходной установки (1942), 76,2-мм самоходно-артиллерийской установки, зенитного танка Т-60-3 с двумя спаренными 12,7-мм пулеметами ДШК (1942) и самоходно-артиллерийской установки ОСУ-76 (1944).

Зенитная самоходная установка ЗСУ-37, 1943 год

Автор: Админ

Один из наиболее интересных проектов, созданный в конце 1941 года на базе Т-60 - планер "КТ" (крылья танка) КБ Антонова. Его идея состояла в том, что для переброски танка по воздуху в ходе воздушно-десантной операции на танке крепилась коробка крыльев с хвостовым оперением и системой управления планером в полете. Испытания планера были проведены осенью 1942 года. Аэропоезд в составе самолета-буксировщика ТБ-3 (командир П. А. Еремеев) и планера "КТ" (пилот С. Н. Анохин) успешно поднялся в воздух, однако из-за большой массы и малой обтекаемости "КТ" буксировка велась на близкой к максимальной мощности двигателей ТБ-3 со скоростью 130 км/ч. Несмотря на это, скорость подъема аэропоезда оказалась недостаточной, и самолет едва достиг высоты 40 м.

И все же защита и вооружение Т-60 были недостаточны. Поэтому было принято решение притупить к работе над более совершенным танком Т-70.

Легкий танк Т-70, 1942 год

Автор: Админ

Конструкторы бронекорпуса Ю. Н. Сорочкин, А. Н. Кириллов и Л. И. Белкин предложили защитить лобовую часть Т-70 броней такой же толщины, как на Т-34, а также разместить в литой башне 45-мм пушку.

В серийном производстве Т-70 оставался с марта 1942 года по осень 1943 года, и занял второе место массовости после Т-34. В одном строю с тридцатьчетверками Т-70 сражались под Сталинградом, на Курской дуге и участвовали в освобождении Украины. Помимо Красной Армии, стоял на вооружении Войска Польского и Чехословацкого корпуса.

Легкий танк Т-80, 1943 год

Автор: Админ

Т-80 был разработан осенью 1942 года в КБ Горьковского автозавода под руководством Астрова на базе лёгкого танка Т-70М. Всего было изготовлено 75 танков такого типа, и в 1943 года их выпуск был прекращён. Танк Т-80 был последним образцом отечественных лёгких танков периода Великой Отечественной войны.

Далее в ангаре выстроена группа плавающих танков. В отличие от обычного танка, плавающий способен преодолевать водные преграды, удерживаясь на поверхности воды за счет водоизмещения корпуса, с помощью внешних навесных понтонов или используя раздвижные экраны, а также вести бой на суше и воде.

Первую плавающую бронемашину построили англичане в 1919 году. В 1929 году фирмой "Виккерс-Армстронг" был создан танк-амфибия "Виккерс-Карден-Ллойд" (Vickers-Carden-Loyd) типов А4Е11 и А4Е12, который принято считать прародителем плавающих танков как класса боевых машин.

В СССР плавающий танк Т-37, разработанный Опытным конструкторско-механическим отделом (ОКМО) на базе Т-33 и амфибии "Виккерс-Карден-Ллойд", вышел на испытания в июле 1932 года.

Малый плавающий танк T-37А

Автор: Админ

Легкий разведывательный плавающий танк Т-37А, оснащенный боковыми поплавками, был рассчитан на транспортировку бомбардировщиками и сброс на водоемы с высоты 6 м. Танки применялись в основном во втором эшелоне как вспомогательные: для осуществления связи, транспортировки боеприпасов и т. п. Серийно выпускался 1933-1936 годы.

Через четыре года был выпущен Т-38, у которого отсутствовали поплавки, а устойчивость машины на воде обеспечивалась только за счет формы корпуса - корпус Т-38 стал шире и ниже.

Малый плавающий танк Т-38, 1936 год

Автор: Админ

Улучшенная система подвески позволила увеличить скорость и плавность хода на суше. Малый плавающий танк Т-38 был наиболее удачным среди плавающих танков 1930-х годов и выпускался промышленностью до 1939 года. Всего было изготовлено 1375 боевых машин.

В 1938 году появился новый вариант Т-38 - Т-38М2 с двигателем и коробкой передач автомобиля ГАЗ М-1. Благодаря этим изменениям в конструкции максимальная скорость танка увеличилась до 46 км/ч.

Т-37 и Т-38 участвовали в боях на Халхин-Гол, в советско-финской и в начале Великой Отечественной войн. Почти все танки были потеряны, а немногочисленные уцелевшие машины использовались лишь в качестве учебных.

Разработкой плавающего танка Т-40 конструкторы занялись перед самой войной, когда стоял вопрос, делать танки, хоть и со скромными показателями боеспособности, или не иметь их вовсе.

Легкий плавающий танк Т-40, 1939 год

Автор: Админ

В 1941 году на московском заводе было срочно развернуто производство Т-40, но в первые же недели Великой Отечественной войны стало ясно, что танки с противопульным бронированием для нее непригодны. Выпуск Т-40 был прекращен, и на заводе приступили к изготовлению танка Т-50, разработанного Ленинградским КБ (о Т-50 мы говорили здесь "Военная техника под открытым небом в музее Кубинки" http://www.ruskompas.ru/blogs/64.shtml)

Легкий танк Т-50, 1941 год

Автор: Админ

Т-50 имел хорошие показатели боеспособности, но из-за конструктивной сложности требовал серьезной перестройки производства, а по трудоемкости почти не отличался от среднего Т-34. Поэтому в массовую серию Т-50 не пошел.

Однако опыт войны показал, что чисто пулеметные, слабо защищенные машины уже не нужны, но сами по себе легкие танки необходимы фронту. Тогда-то на московском заводе и был в инициативном порядке за 2,5 недели на базе Т-40 разработан не плавающий Т-60.

В СССР разработкой плавающих танков для обеспечения противотанковой обороны воздушно-десантных частей занимались после войны. В 1949 году на московском Военно-ремонтном заводе №2 ГБТУ изготовили первый опытный образец плавающая авиадесантная самоходная артиллерийская установка АСУ-57П.

Плавающая авиадесантная установка АСУ-57П, 1949 год

Автор: Админ

Клепано-сварной корпус АСУ-57П был открытым сверху и закрывался съемным брезентовым тентом. Передний край тента мог приподниматься для лучшего обзора местности. Для герметизации машины все люки снабжались резиновыми прокладками. В самоходке использовался карбюраторный шестицилиндровый двигатель от грузового автомобиля ГАЗ-51Н, обеспечивающий максимальную скорость движения на суше 54 км/ч, а на плаву - 7,8 км/ч.

В носовой части корпуса был размещен дюралюминиевый волноотбойный щиток, который при движении боевой машины по суше поворачивался и прижимался к корпусу. Для снижения попадания атмосферного воздуха в послевинтовую струю воды на задней стенке корпуса был установлен дюралевый поворотный щиток гребного винта, который опускался при входе машины в воду.

По результатам проведённых летом того же года испытаний опытного образца АСУ-57П, самоходка была отвергнута военными из-за недоработанности конструкции.

В конце 1940-х - начале 1950-х годов в ОКБ Сухопутных войск был разработан легкий плавающий танк К-90.

Опытный легкий плавающий танк К-90, 1950 год

Автор: Админ

К-90 базировался на агрегатах гусеничного артиллерийского тягача М-2 и грузового автомобиля МАЗ-200. В качестве водоходного движителя использовались гребные винты. Разработки К-90 велись параллельно с работой над танком ПТ-76 с водомётным движителем.

В 1950 году были изготовлены два опытных образца К-90. Один из них в июле того же года прошёл сравнительные испытания с ПТ-76, по итогам которых на вооружение был принят ПТ-76. ПТ-76, разработанный под руководством Ж. Котина, послужил базой для появившегося в 1952 году бронетранспортера БТР-50П, вмещавшего 20 солдат, и созданного через 5 лет БТР-50ПК.

Командно-штабная машина БТР-50ПУ, 1958 год

Автор: Админ

В Кубинке хранится единственный опытный экземпляр плавающего танка ПТ-76М на базе ПТ-76, предназначенного для вооружения частей морской пехоты. ПТ-76М отличается от предшественника увеличенным корпусом и улучшенными мореходными качествами.

Опытный легкий плавающий танк ПТ-76М, 1959 год

Автор: Админ

Впоследствии советские конструкторы отказались от разработки плавающих танков. Их разведывательную функцию приняли на себя плавающие БРДМ и, отчасти, БМП, а функцию огневой поддержки при форсировании водных преград - плавающие САУ и БМП.

Боевая машина десанта БМД-1

Автор: Админ

Боевая машина десанта БМД-3, 1990 год

Автор: Админ

Самоходная артиллерийская установка СУ-85. Серийно выпускалась с 1956 по 1964 год. Принимала участие в арабо-израильском конфликте в 1967 году.

Автор: Админ

Переходим в следующий ангар с танками.

Тэги: Кубинка, танковый музей, музей военной техники, танки

2015-05-09


Реклама

Использование материалов сайта без письменного разрешения редакции запрещено