Выставка «Императорский фарфоровый завод. Диалог эпох» в Царицыно
В 2014 году в Большом Царицынском дворце прошла выставка "Императорский фарфоровый завод. Диалог эпох", посвященная двойному юбилею - 270-летию Императорского фарфорового завода и 250-летию Эрмитажа. Одна из особенностей выставки - отказ от хронологического принципа в расстановке экспонатов в сочетании с организацией залов по значимым для Императорского завода темам, таким как театр, музыка, пейзаж, флористика, анималистика, мода, супрематизм и прочее. В результате, все экспонаты, а их на выставке было более тысячи, распределили по девяти основным традиционным направлениям Императорского фарфорового завода, и каждому из них отведен целый зал.
Автор: Админ
Поучилось так, что вместо классического музейного осмотра посетителю предложили взглянуть на фарфор "в перспективе" и сравнить стоящие по соседству работы современных авторов ИФЗ с уникальными изделиями советской эпохи и хрупкими шедеврами XVIII-XIX веков из Эрмитажа, музеев Императорского фарфорового завода, Царицыно и из личных собраний коллекционеров. За долгую историю существования Императорский фарфоровый завод (ИФЗ) не раз пережил смену своего названия и статуса. Основанная в 1744 году в Санкт-Петербурге по указу дочери Петра Великого императрицы Елизаветы "Невская порцелиновая мануфактура", стала первым фарфоровым предприятием в России и третьим в Европе. Открытие секрета изготовления "белого золота" принадлежит Дмитрию Ивановичу Виноградову - соученику и товарищу Ломоносова. Виноградов не только создал из отечественного сырья фарфор, не уступавший по качеству саксонскому и близкий к китайскому, но и впервые в истории керамики составил научное описание фарфорового производства. Скульптура "Дмитрий Виноградов", 1969 г.
Автор: Админ
Если при Елизавете Петровне была создана придворная порцелиновая мануфактура, на которой в основном изготавливали мелкие вещицы для царских приближенных и дипломатические подарки, то при Екатерине II мануфактура получает статус Императорского фарфорового завода и сохраняет его вплоть до 1917 года. Клейма ИФЗ с 1742 по 1918 гг.
Автор: Админ
После Октябрьской революции завод национализировали, и с 1925 года ИФЗ стал именоваться Государственным фарфоровым заводом им. Ломоносова. С 1936 до 1993 года за заводом закрепилось другое название - Ленинградский фарфоровый завод им. Ломоносова. После переименования Ленинграда в Санкт-Петербург завод несколько лет существовал как "Ломоносовский", и в 2005 году старейшему фарфоровому заводу России вернули историческое название - Императорский фарфоровый завод. Клейма ИФЗ с советского периода по настоящее время
Автор: Админ
Миновав небольшой зал, посвященный истории ИФЗ, перед нами открывается инсталляция "Парадный стол империи", где выставлены предметы из 15 знаменитых сервизов, созданных на ИФЗ на протяжении трех столетий.
Автор: Админ
Предметы из чайного сервиза с изображением букетов цветов, 1826 г.
Автор: Админ
Традиция изготовления парадных сервизов восходит к временам правления Елизаветы Петровны, при которой был создан первый дворцовый сервиз, названный "Собственный Ея Величества" и предназначенный для личного пользования императрицы. Изготовление крупных фарфоровых предметов стало возможно лишь после 1756 года, когда Виноградову удалось построить большой горн. Чашка с блюдцем и крышкой из Собственного чайного сервиза императрицы Елизаветы Петровны, 1756-1762 гг.
Автор: Админ
Примерно к тому же периоду относятся рюмочная передача и блюда с видами Италии из Кабинетного сервиза. Рюмочная передача, 1793-1801 гг.
Автор: Админ
Рюмочная передача - емкость из серебра, фаянса или фарфора, используемая для охлаждения бокалов. Предполагалось, что напитки приятнее пить из заранее охлажденных бокалов. Первыми их стали делать англичане и называли monteiths. Стоили "рюмочные передачи с фестончатым бортом" дорого, особенно если роспись была сложной. Фарфоровая рюмочная передача из Кабинетного сервиза, хранящаяся в Эрмитаже, украшена ручкам в виде женских маскаронов, покрыта позолотой и надглазурной полихромной росписью. Блюдо из Кабинетного сервиза, 1793-1801 гг.
Автор: Админ
Автор: Админ
С Елизаветинских времен повелось, что сервизы ИФЗ были не просто утилитарными столовыми предметами, но украшением стола, подчеркивающим статус и изысканный вкус царственных особ и вельмож. Предметы из Готического сервиза, 1832 г.
Автор: Админ
Предметы из сервиза великого князя Константина Николаевича с монограммой ВККН, 1848 г.
Автор: Админ
Предметы из парадного сервиза императорской яхты "Держава", 1871-1878 гг.
Автор: Админ
Чашка с блюдцем из Царскосельского Пурпурного сервиза, 1904-1908 гг.
Автор: Админ
В советское время эта традиция сохранилась, несколько трансформируясь в формах, но, не изменившись по сути: сервиза ИФЗ появлялись на столах во время высоких правительственных приемов, а также участвовали в международных выставках фарфора. Наряду со старыми формами посуды, стали появляться новые. Сервиз "Юбилейный" с монограммами союзных республик и датами "1917-1927", 1927 г.
Автор: Админ
На супнице видна аббревиатура ЗСФСР (Закавказской Социалистической Федеративной Советской республики), существовавшая в 1922-1937 годах.
Автор: Админ
Сервиз "Гербовый", 1967 г.
Автор: Админ
Я надолго остановилась перед этим потрясающим в своей лаконичной красоте столовым сервизом "Роза и гвоздика", расписанным 1923 году Сергеем Васильевичем Чехониным.
Автор: Админ
Чехонин учился живописи в школе Ильи Репина, начинал как график, но постепенно увлекся оформлением книг, в том числе разработкой шрифтов (чехонинский шрифт) и экслибрисов. В первые годы после Октябрьской революции занимался созданием новых государственных символов - герба РСФСР и символа Серп и Молот. Именно ему принадлежит идея "Агитационного фарфора", а современники называли его стиль "советским ампиром". И что я вижу? Вижу нежнейшие черно-белые розу и гвоздику на тончайшем прозрачном фарфоре. Чашка с блюдцем "Роза и гвоздика", 1920 г.
Автор: Админ
Для создания этой роспись Чехонин использовал книжную виньетку 1916 года. Свои навыки графика он перенес на фарфор, создав контраст между выполненными пунктиром лепестками розы и плотными мазками лепестков гвоздики, обрамленной стилизованными листьями. Так, за кажущейся черно-белой простотой открывается идеальный завораживающе сложный рисунок из штрихов и точек. Кстати, Чехонин пробовал себя и в портретах, что отчасти стало причиной его эмиграции. В 1928 году Чехонин уехал с выставкой фарфора в Париж, да там и остался. Поводом к вынужденной эмиграции послужило переданное ему высказывание Ленина о портрете, на котором Чехонин изобразил не вождя пролетариата, а "развращенного барина". Предполагая, что по возвращении в СССР его ожидает арест, Чехонин остался в Париже. Но вернемся к парадным столовым сервизам. На несколько десятилетий в этом направлении на ЛФЗ наступило затишье, которое закончилось в начале 2000-х. На заводе вновь стали выпускать сервизы для правительства, а также для крупного бизнеса, олигархов и коллекционеров. И вот в витрине рядом с революционно-юбилейным сервизом 20-х годов мы видим имперский по замыслу сервиз "Нефть" и ослепляющий золотом и райским садом гламурный сервиз "Золотые цветы". Сервиз "Нефть", 2004 г.
Автор: Админ
Сервиз "Золотые цветы", 2008 гг. Обратите внимание на крышку чайника. Это же настоящее мимими - фарфоровый шиповник, с лепестками и тычинками.
Автор: Админ
Сервиз для Екатерининского зала Большого Кремлевского дворца, 2003-2004 гг.
Автор: Админ
Кстати, сервиз "Венчальный", созданный в 2010 году, продают в любом фирменном магазине ИФЗ и доступен всем желающем. Можно ограничиться чайной парой, потому что выпускать из рук это прозрачное "белое золото" жалко.
Автор: Админ
От имперского стола иду в следующий зал, где выставлен фарфор, передающий красоту природы - цветы, растения, фрукты, ягоды. Поэтому и название зала соответствующее "Этот прекрасный, прекрасный мир…". Но если быть точнее, то название зала дублирует название кофейного сервиза, расписанного Тамарой Николаевной Безпаловой-Михалевой в 1982 году. Кофейный сервиз "Этот прекрасный, прекрасный мир…" 1982 г.
Автор: Админ
Автор: Админ
Контуры цветов, бабочек и птиц выполнены в технике, которую художница называла "финифтью", когда на поверхность фарфора черной краской с помощью пера наносится точечный рисунок. Многоцветная роспись рисунка выполнена плотными мазками, придающими конечной картинке сходство с мозаикой.
Автор: Админ
На стене вывешены декоративные блюда из серии "Окна белых ночей" - странные, полупрозрачные, какие-то призрачные. Монохромные блюда смотрятся очень нежно, завораживают своей необычностью. Стоя перед ними, физически ощущаешь, что картинка на блюде подсвечивается изнутри, и это действительно окно, за которым что-то происходит на улицах ночного Петербурга.
Автор: Админ
Автор: Админ
Полная противоположность современным монохромным работам фарфористов, сервиз "Кобальтовый", расписанный в 1923 году.
Автор: Админ
Не меньше цвета в чашке с блюдцем "Фрут", 2011 г.
Автор: Админ
Или взгляните на вазу 50-х годов "Дары Мичурина". Ваза установлена на вращающейся платформе, поэтому можно в деталях рассмотреть весь сюжет рисунка. На одной стороне вазы изображен седобровый Мичурин в светло-серой шляпе, стоящий под яблоневой веткой, согнувшейся под тяжестью спелых плодов. В вытянутых руках старца не рог изобилия, но разноцветная фруктово-ягодная гора - те самые "дары Мичурина".
Автор: Админ
На противоположной стороне - ясноглазая златовласка с нежным румянцем на всю щеку и в пионерском галстуке. И одета она не в школьную форму, а в обычное летнее платье в крапинку. Одной рукой девочка придерживает передник, полный крупных красных яблок, а другой тянется к наливному яблоку на ветке. И все это в окружении спелой черешни.
Автор: Админ
Продолжают тему изобилия выставленные в витрине разноцветные фарфоровые фрукты и ягоды.
Автор: Админ
И рядом безупречная "Розочка" ручной лепки из бисквита, созданной 2009 году Любовью Цветковой. Художница выполнила цветок в известной с середины XVIII века технике "лепесток к лепестку", используя для лепки уникальную по белизне и пластичности массу костяного фарфора.
Автор: Админ
В следующем зале расположился фарфоровый зверинец. Анималистическая тема присутствует в работах ИФЗ с Елизаветинских времен и по настоящее время. Изначально среди заказчиков фарфоровой миниатюры были исключительно знатные особы. Бесспорным раритетом среди представленных работ является миниатюра из Государственного Эрмитажа, изображающая любимую левретку Екатерины II, выполненная по модели Ж.-Д. Рашетта в 1820-1830-е годы.
Автор: Админ
Правильнее сказать, что это портрет царской любимицы собаки Земиры. По воспоминаниям современников, опечаленная кончиной Земиры, Екатерина II несколько дней не выходила из опочивальни, оплакивая любимицу. Поэтому в утешение императрицы придворные мастера создали портрет левретки. В эпоху модерна художники фарфористы в своих работах часто обращались к теме дикой природы. Один из примеров анималистического фарфора той эпохи - ваза "Табун лошадей", созданная по эскизу художника-баталиста Эдмона Адамовича Сулиман-Грудзинского в 1893-1894 годах. Динамичность сюжета с бегущим табуном на фоне облачного неба мастерски передана легкими, полупрозрачными мазками черно-серых тонов.
Автор: Админ
Ваза "Лисы в зимнем лесу", 1906 г.
Автор: Админ
В послереволюционное время анималистическая тема в фарфоре не пользовалась популярностью. Но в 1930-50-х годах жанр анималистики не только возрождается, но дает начало такому явлению, которые специалисты называют "русским анимализмом", когда художественный образ животного создается с учетом биологических знании.
Автор: Админ
В советское время такие фигурки становятся символом уюта и домашнего тепла. Современные художники и сейчас с удовольствием обращаются к "животной" теме. "Домашний кролик", "Кролик лежебока", "Ушастик", 2007-2009 гг.
Автор: Админ
Блюдо "На водопое" из триптиха "Тигры", 2011 г.
Автор: Админ
Из залов традиционных для фарфора тем, мы попадаем в зал, где представлены результаты эксперимента художников-фарфористов, шагнувших в область моды и дизайна, создавших предметы интерьера, аксессуары и даже платья из фарфора. Здесь выставлены платья, выполненные Татьяной Чапургиной из белых и цветных фарфоровых пластинок, нашитых на ткань. В коллекции уже более 20 платьев.
Автор: Админ
Автор: Админ
Желание ведущего художника ИФЗ Инны Олевской создать из фарфора что-то особенное, неповторимое привело к появлению изящных безделушек в духе эпохи арт-деко. Флаконы "Он уехал, ненаглядный" (2005 г.) и "Испытание" (2011 г.)
Автор: Админ
Или взгляните на такую интерпретацию вполне обычных для фарфора предметов. Чайник "Гламур" и скульптуры "Помада", 2011 г.
Автор: Админ
"Театр, музыка, поэтическое слово, спорт" - зал объединяет фарфоровые предметы, в которых художники стремились выразить динамику театрального жеста, красоту балетной позы, звучащую мелодию или поэтическое слово. В каждую эпоху художник выбирает созвучную времени манеру передачи эмоций, которые переживают современники. В XVIII-XIX веках были популярны жанровые сцены, в XX веке возникает огромный интерес к театру и в фарфоре появляется "галерея знаменитостей" русского и советского театра и балета. "Две девочки", 1903 г.
Автор: Админ
"Балерина Уланова в роли Одетты", 1940-е гг.
Автор: Админ
В своей оригинальной манере тема театра и магия балета отражена в работах Алексея Викторовича Воробьевского - одного из наиболее самобытных художников русского фарфора XX века. Сервиз "Русский балет", 1975 г.
Автор: Админ
Автор: Админ
В центре зала установлена большая композиция Инны Олевской на стихи Петрарки, которая на языке пластики фарфора воплощает метафору творчества и поэтического вдохновения. Декоративная композиция "Этюд к сонету Петрарки "Благословен день, месяц, лето и час…", 1977 г.
Автор: Админ
Скульптор изобразил Петрарку в виде стилизованного портретного бюста, на лице которого застыла таинственная полуулыбка. Так существовала ли в реальности Лаура или нет? Портретный бюст "Петрарка", 1977 г.
Автор: Админ
Здесь же соседствуют работы художников 1920-х годов и современных авторов на тему русских сказок. И каждый из авторов по-своему рассказывает зрителю историю, знакомую с детства. Пласты "Лель" и "Снегурочка", 2007 г.
Автор: Админ
Скульптура и поднос из сервиза "Снегурочка", 1923 г.
Автор: Админ
Автор: Админ
В следующем зале экспонируется фарфоровые предметы, на которых изображены пейзажи. Начнем осмотр самых ранних работ - тарелка с видом дворца в Гатчине со стороны сада (1814-1825 г.)
Автор: Админ
и тарелка из Бабигонского сервиза с росписью "Вид Златоустовской оружейной фабрики" (1823-1824 гг.)
Автор: Админ
Бабигонский сервиз предназначался для Большого Петергофского дворца и первоначально состоял из 1500 предметов. Сервиз имел две серии декоративных тарелок с живописью: с пейзажами и с портретами членов императорской семьи. В 1857-1858 годах сервиз был передан в "Новый павильон Бабигон" Петергофа, после чего и получил свое название. Тогда же были заказаны значительные доделки к сервизу, выполненные на заводе братьев Корниловых в Петербурге. В начале 1880-х годов на ИФЗ был создан сервиз с видами Москвы по эскизу архитектора и художника Андрея Андреевича Шрейбера. В то время в моду вошла фотография, и живопись на предметах сервиза имитирует фотографические изображения. Для этого использовалась техника "пат-сюр-пат" (фр. pate-sur-pate - масса по массе) на хромовом фоне. Поднос с изображением Архангельского собора.
Автор: Админ
Фарфор расписывают жидкой фарфоровой массой по окрашенному фону, и рисунок накладывают слой за слоем на сырое необожженное изделие, получая таким образом рельефный декор, в котором большое значение имеет прозрачность слоев. После изделие глазуруют и обжигают. На чайнике изображения Кремля и Храма Христа Спасителя.
Автор: Админ
На остальных предметах сервиза изображены виды Троице-Сергиевой лавры, Ильинских ворот Китай-города и Петровского дворца. Для 1930-х годов характерна тематическая роспись фарфор. Примером тому служит сервиз расписанный художницей Людмилой Викторовной Протопоповой "Первое метро в СССР", изготовленный на ИФЗ в 1935-1936 годах. Сейчас сервиз находится в собрании Государственного Эрмитажа.
Автор: Админ
На предметах сервиза видна схема метро тех лет, на заднем плане - московские здания и демонстрация трудящихся.
Автор: Админ
Автор: Админ
Монохромные портреты Сталина и Кагановича, под чьим руководством строили метро, выполнял другой художник Алексей Александрович Скворцов. И кстати, за спиной у Кагановича не случайные люди, а строители-ударники метро.
Автор: Админ
На крышках чайника, сахарницы и сливочника воспроизведён серебряный нагрудный знак 1935 года "Участнику строительства I очереди Московского метрополитена". Плавные линии посуды ничуть не контрастируют с сюжетом росписи. Автор уникальной формы "Интурист" Ева Амалия Цайзель-Штриккер, которая в начале 30-х годов прошлого века смоделировала первую форму сервиза для массового производства. Из современных работ мне запомнился диптих "Покой и движение" Нелли Петровой, выполненный в технике подглазурной живописи с эффектом "сфумато". Под воздействием высокой температуры контуры рисунка становятся слегка размытыми, а краски, покрытые глазурью, приглушенными. Блюда "Покой и движение. Вороной конь" и "Покой и движение. Кобылица", 2008 г.
Автор: Админ
На обеих фарфоровых картинах белокаменные стены крепости и храма, неподвижность воды в реке и глубокая синева неба олицетворяют покой, которому противопоставлено движение, выраженное в динамическом образе лошадей. Объединяющая деталь диптиха - золотые ласточки, порхающие в голубом пространстве обеих картин. В зале "Парад ваз" одновременно находятся несколько десятков раритетов разных времен и стилей. Со дня своего основания ИФЗ поставлял парадные вазы для императорских дворцов. Ваза-ароматница с крышкой с цветочной росписью, 1780-1796 гг.
Автор: Админ
Ваза синего крыться с цветочными композициями, 1878 г.
Автор: Админ
Живописный пласт "Сибирская флора" 1862 г.
Автор: Админ
Продолжением этой традиции стали вазы Ленинградского фарфорового завода, что отражено в их названии "амфорная", "кратерная", "ампирная". Ваза "Моссовет", 1954 г.
Автор: Админ
Ваза "Декоративная", 1940 г.
Автор: Админ
Эпоха модерна создала свой эталон фарфоровой вазы - простая форма и роспись красками "большого огня". Тональные переходы цвета от насыщенного к бледному, словно растворяющемуся в белизне фарфора, создают иллюзию световоздушного пространства. Ваза "Хоровод русалок", 1904 г.
Автор: Админ
Ваза "Ирисы", 1906 г. Ваза выполнена в уникальной технике "пат-сюр-пат" (фр. pate-sur-pate) - роспись жидкой фарфоровой массой по цветному фону. В конце XIX века расписывали только по кобальтовому и хромовому фону. Для "Ирисов" был выбран необычный розовый фон.
Автор: Админ
Ваза "Цветущая глициния", 1908 г.
Автор: Админ
Современные художники, осваивая технику подглазурной росписи, идут разными путями. Взгляните на вазу "Портрет ирисов", созданную в 2012 году Татьяной Чапургиной, источником вдохновения для которой стали изысканные флоральные мотивы эпохи модерн.
Автор: Админ
На сюжетных картинах ваз Нелли Петровой тонкие тональные переходы создают эффекта светописи. Массивные вазы кажутся прозрачными, невесомыми. Ваза "Макушка лета", 2007 г.
Автор: Админ
Ваза "Очарованный странник", 2007 г.
Автор: Админ
В одном из последних залов выставки собраны фарфоровые предметы разных лет, а точнее столетий, объединенные одной темой - "Супрематизм в фарфоре". В начале 1920-х годов художники-авангардисты обратили внимание на предметное творчество, и идеальным материалом для воплощения супрематических "образов-знаков" выбрали фарфор. Белизна фарфора для супрематистов стала символом духовного космоса и чистоты творческой жизни. Сервиз с супрематическими композициями. Автор Н.М. Суетин, 1923 г.
Автор: Админ
Автор: Админ
Тарелка "Милиция". Автор Т.М. Суетин, 1920-е гг.
Автор: Админ
Основатель супрематизма Казимир Малевич в 1923 году придумал свою супрематическую форму для чайника и получашек, которые расписывали его ученики-единомышленники Николай Суетин и Илья Чашник. На каждой из плоскостей поучашки Суетин размещает две разные диагональные композиции, объединенные общими супрематическими мотивами.
Автор: Админ
Современные художники ИФЗ продолжают следовать традициям, заложенным великими художниками, создавая свои работы в духе троицы Малевич-Суетин-Чашник. В 2002 году ведущий художник ИФЗ Инна Олевская впервые расписала супрематический фарфор и посвятила свою работу памяти создателя супрематизма. Роспись "Казимир и Уна" выполнена в виде двух стилизованных под эпоху Возрождения портретов Казимира Малевича и его дочери Уны.
Автор: Админ
Чайники "Время по Малевичу" и "Цветная геометрия" 2005 г.
Автор: Админ
Чайники "Время по Малевичу", "Цветная геометрия", "Пирамиды", "Фруктизм", 2005 г.
Автор: Админ
Последний зал на выставке оказался самым маленьким и по площади, и по числу работ. Но, по-моему, не менее интересный, чем все предыдущие. Здесь выставлены автопортреты художников ИФЗ. Разумеется, все они сделаны на фарфоре - на пластах и вазах. И выглядело это вот так: Серия ваз "Автопортрет". Автор росписи И.С. Олевская, 2014 г.
Автор: Админ
Автор: Админ
Спасибо этим талантливым людям, создающим красоту там, где большинство из нас и не ожидает её увидеть. Подумаешь, чашки-тарелки! Но оказалось, что привычные бытовые предметы могут стать драгоценностью, если попадают в руки настоящих художников. 2015-01-29
|
Реклама |