Крым: Гора Тепе-КерменРоссия - Автономная республика Крым - Бахчисарай
В 6 километрах от Бахчисарая, посреди лесостепи возвышается гора-останец. Её плоскую вершину, сглаженную ветром и дождем, венчает гигантский каменный корабль - "холм-крепость" Тепе-Кермен. Когда-то здесь жили люди, оставившие после себя пещерный город. Сегодня мы пойдем туда.
Автор: Админ
Несмотря на незначительную высоту (всего 544 м над уровнем моря), Тепе-Кермен до сих пор остается наименее исследованным скальным городом Крыма. Самое подробное описание Тепе-Керменского городища, включая зарисовку храмов, схемы и чертежи пещер, сделал в далеком 1912 году Николай Африканович Боровко для "Крымского общества естествоиспытателей и любителей природы". Остатки внешних строений на вершине горы не изучал никто. Возможно, это обстоятельство делает Тепе-Кермен еще более притягательным для путешественников. Но оставим теорию ученым и займемся практикой - дойдем до пещер. До горы можно добраться самостоятельно и пешком или воспользоваться предложениями местных проводников и на машине. Проводники сконцентрированы рядом с другими, более раскрученными туристическими объектами Бахчисарая - Чуфут-Кале и Успенским пещерным монастырем. За умеренную плату вас довезут и до Тепе-Кермен, и до любого другого интересующего вас объекта, находящегося в округе. Мы решили сэкономить время и доехали до горы примерно за 20 минут. Учтите, что дорога местами размыта, придется попрыгать по кочкам. Поехали?
Автор: Админ
Самая удобная тропа для подъема на вершину Тепе-Кермен расположена на северо-восточном склоне горы. Но это не означает, что весь путь к городищу вы пройдете прогулочным шагом. Временами приходилось менять вертикальное положение на горизонтальное, и ползком, на четвереньках преодолевать участки с неустойчивым, скатывающимся под ногами грунтом. Вот вам иллюстрация: на фото не горизонт завален, а показан угол наклона тропы. Впереди - вершина Тепе-Кермен.
Автор: Админ
Белый цвет склона из-за местной горной породы - мергель. Примерно 200 миллионов лет назад на месте современных Крымских гор находился океан Тетис, на дне которого скапливался ил и песок. Окаменев, океанические отложения превратились в твердые породы, ставшие основанием Крымских гор. Так что, поднимаясь в гору, мы идем по дну древнего океана. На сыпучих мергелистых склоны прекрасно себя чувствуют можжевельник, дуб, держидерево и еще несколько видов растений, включая десяток видов орхидей. Еще в советское время Тепе-Кермен был включен в список памятников природы.
Автор: Админ
Автор: Админ
Чем ближе к вершине, тем чаще попадаются одиночные, почти разрушенные, заросшие кустарниками пещеры самого нижнего яруса скального поселения. В разных литературных источниках пишут то о 3-х, то о 7-ми уровнях пещер. В отличие от соседнего, более позднего скального города Чуфут-Кале, плотность пещер на Тепе-Кермен выше - на 1.3 га приходится 250 пещер. Больше пещер только в Эски-Кермен, куда мы пойдем в следующий раз.
Автор: Админ
По мнению археологов, пещеры на Тепе-Кермен были построены в разное время и имеют различное назначение: специалисты разделили их на погребальные, оборонительные, культовые, жилые и хозяйственные. Самые древние из пещер, датируемые VI-VII векам н. э., расположены на северо-восточном склоне и образуют некрополь, к сожалению, уже неоднократно разграбленный. Некоторые из древних склепов некрополя были двойные, соединённые единым "дромосом" - проходом, через который в склеп заносили мертвых. Такой вид захоронений характерен для тавров и скифов. Здесь же во время раскопок, археологи нашли пряжку от конской сбруи, датируемую IV в. до н.э.
Автор: Админ
Постепенно склепы некрополя переходят в могильники с плитовыми, а позднее и грунтовыми могилами, характерными для греко-византийского периода. На этих же участках склона были обнаружены надгробные камни с крестом, относящиеся уже VIII-X веками н.э. Удивительно, но при всей уникальности, о крымских пещерных городах вплоть до XIV века нет ни единого письменного упоминания. А то, что было написано после XIV века, лишь догадки и версии исследователей, изучавших уже заброшенные города. Поднявшись на вершину горы и осмотрев окрестности, по-дилетантски начинаешь склоняться к одной из прочитанных версий. Звучит она так: несколько веков назад гора Тепе-Кермен и большее по площади городище Кыз-Кермен ("Дозорная башня"), располагавшееся на соседнем плато Хыс-Хулен-Бурну, составляли единый культово-административный центр. Вот так плато Хыс-Хулен-Бурну выглядит с Тепе-Кермен.
Автор: Админ
А так снизу, у подножия Тепе-Кермен.
Автор: Админ
Современные раскопки городища на плато Хыс-Хулен-Бурну показали, что там практически нет искусственно высеченных пещер в отличие от их изобилия на Тепе-Кермен. На Кыз-Кермен обнаружено только 3 пещеры: подвальное помещение наземной усадьбы, сторожевая пещера в восточном склоне и келья отшельника, предположительно вырубленная монахом, ушедшим из Тепе-Кермен и поселившимся на противоположном склоне горы уже после того как город перестал существовать. Вместо пещер в Кыз-Кермен были обнаружены остатки каменной кладки древней крепости и множества жилищ. Получается, что для местного этноса высекание пещер для проживания было не характерным. Исходя из этого, археологи делают предположение - в более ранние времена люди жили в городище Кыз-Кермен, а соседнюю гору Тепе-Кермен использовали исключительно для захоронений. При них и появились первые вырубленные в камне склепы некрополя. И еще один немаловажный момент - на Кыз-Кермен были источники воды, а на Тепе-Кермен нет. Может ли существовать город без воды? Правда, в одной из стен городища бала найдена небольшая ниша, из которой, предположительно, когда-то давно пробивался небольшой источник. Обитатели Тепе-Кермен могли собирать дождевую воду по специальной системе желобков в каменные цистерны, но этого было бы недостаточно для нужд целого города, а вот для небольшого монашеского поселения, возможно, и хватило бы. В пользу этой гипотезы говорит тот факт, что расцвет пещерного города Тепе-Кермен пришелся на период с IX по XIII века н.э., когда в этих краях стали селиться монахи-иконопочитатели, бежавшие из Византии от репрессий иконоборческих властей. Это они стали высекать в крымских скалах пещеры, превращая их в храмы и кельи. Есть над чем подумать, а пока осмотрим три пещеры, которые ученые называют храмами. Первый храм вырублен в скале на северо-востоке горы, где в древности находились ворота и въездная дорога. От него осталась пещера с полукруглыми арочными нишами в стене и с вырубными могилами и костницами (вы же знаете про обычй вторичного захоронения?) В метрах пятидесяти от первого храма, мы увидели пещеру, которую в 1912 году описал Николай Африканович Боровко как "Церковь с ризницей".
Автор: Админ
Автор: Админ
В этой пещере алтарная апсида располагалась у восточной стены храма. Южная стена имела вход в скругленное помещение, определенное учеными как ризница. Вдоль стен церкви были устроены скамьи, а в полу и нише вырублены могилы. Считают, что эти две церкви появились на последних этапах жизни пещерного города (в XIII-XIV веках н.э.). Вполне возможно, они были придорожными храмами, потому что как раз под ними проходила дорога, ведущая на плато. Визитная карточка Тепе-Кермен - "Церковь с баптистерием", находящаяся на том же склоне, что и два первых храма, но выше, на третьем пещерном уровне. Мнения ученых о возрасте церкви разнятся: одни считают, что она была построена в VIII веке н. э., другие уверены, что постройка более ранняя и относится к первым веками христианства.
Автор: Админ
Как видно из названия, особенность храма заключается в находящейся рядом с алтарем вырубленной в камне купели в форме креста.
Автор: Админ
Но на этом особенности не заканчиваются. Уже много лет ученые размышляют над необычной для христианского храма ориентировкой в пространстве. Вот что пишет Гайдуков Н.Е. в "Путеводителе по пещерным городам Крыма": "Храм в плане вытянут, но не с запада на восток, как это бывает обычно, а с севера на юг". С севера на юг храмы ориентированы у караимов. Из чего можно предположить, что во времена укрепления Хазарского каганата в Юго-Западном Крыму, на Тепе-Кермен жили караимы и использовали христианскую церковь в своих целях, а после золотоордынского нашествия, они переселились на более укрепленный Чуфут-Кале. С другой стороны, археолог А.Л. Якобсон отмечал, что поперечное расположением нефа было характерно для византийского востока, в отличие от столичного византийского стиля. Но есть и третья версия. Крымовед Павел Петрович Бабенчиков, исследовавший церковь в 1940 году, писал: "В старину вся восточная часть пещеры до самого алтаря была изолирована от храма... Дальнейшим выводом из этой предпосылки будет предположить, что ориентировку алтаря нужно считать не на север, как делали до сих пор, а на восток. В пользу последнего предположения, помимо других данных, говорит и тот факт, что из двух входов в алтарь западный имеет ширину 0.68 м, а южный (считаемый до сего времени царскими вратами) всего 0.5 м. Думаю, что исследователей вводила в заблуждение хорошая сохранность алтарной преграды с крестами в южной стене алтаря и полное разрушение ее в западной". Вот они - хорошо сохранившиеся алтарные преграды с крестами:
Автор: Админ
Если принять версию, что в церкви изначально стояла перегородка, отделявшая помещение с купелью от алтарной части, то из этого будет следовать, что храм вырублен в скале до VIII века, т.к. в ранние времена христианства некрещеный человек не имел права входить в храм, и для крещения при храмах строили отдельные сооружения - баптистерии. Но и на этом загадки "Храма с баптистерием" не заканчиваются. Исследователи обратили внимание на оконный проем, имеющий неправильную форму. Для чего строители храма придали окну такую странную форму? Тайна была случайно раскрыта краеведами: в пасхальную неделю лучи восходящего солнца, проникая через окно, прорисовывали на противоположной стене пещеры крест. Не будет задерживаться в пещерах, когда с вершины открывается роскошный вид на долину и соседние горы. Небо ясное, впереди видна самая высокая гора Крыма Роман-Кош.
Автор: Админ
Автор: Админ
В южной части плато Тепе-Кермен сохранились следы разрушенных пещер, которые не только вырублены, но и частично собраны из каменных блоков. Каменный свод еще держится за счет мощных камней, упирающихся друг о друга.
Автор: Админ
Автор: Админ
Я уже говорила, что ученые разделили все пещеры Тепе-Кермен на группы. После того, как все сохранившиеся пещеры были исследованы, оказалось, что большинство из них использовались для содержания скота, отчего поселение часто называют "городом скотоводов". В таких пещерах в стенах и на полу вырублены кормушки и каменные петли, к которым привязывали животных, здесь найдены стенные и напольные углубления для очагов, где готовили пищу и поддерживали огонь для обогрева помещений, т.к. скотоводы проживали в одном помещении с животными. Что произошло, если самые древние пещеры либо погребальные, либо храмы, но больше всего сохранилось хлевов? Могло ли так быть, что одновременно на этом участке горы были и христианские монастыри, и убежище караимов, и хозяйственные постройки? Один из вариантов ответов находим в "Путеводителе по пещерным городам Крыма" Гайдукова: "Это вообще характерно для Крыма - возможность жить сообща, всем вместе, относительно не стесняя других". Вот такое удивительное место Тепе-Кермен. Вероятно, на этом месте рассказ и закончился бы. Если бы мы не потеряли проводника. Договорились, что встретимся с ним у подножия горы, в месте, которое с вершины плато было прекрасно видно. Сам он решил спускаться по той же тропе, что и поднимался, а мы выбрали другую дорогу, которая "была" на противоположном склоне. Только никакой тропы там не было. Мы нарезали круг по склону, свесили голову через каменный край, присвистнув, решили: "Неее… мы туда не пойдем". В конце концов, обнаружив наименее крутой склон, но густо поросший дубом и прекрасной осенней скумпией, на полусогнутых, упёрто, как кабаны, стали пробираться через заросли.
Автор: Админ
Автор: Админ
И о чудо, не свернув шеи, мы вышли к месту встречи. Но, видимо, уже слишком поздно. Здесь нас никто не ждал. Поорали, подождали, никто не появился. Озвучив свои негативные мысли, пошли самостоятельно, ориентируясь по карте на телефоне. Нет, вы не подумайте, что злой проводник исчез специально - он ведь даже не получил свой гонорар! Пройдя сотню метров, встретили компанию. Их первый вопрос: "А это не вас проводник искал?" Да, говорим, мы его тоже искали. Компания оказалась "сборная", из Симферополя, Киева и Черновцов. Осторожно ответив, что сами из Москвы, получили отзыв: "Мы все одной крови". Прослушали инструкции, как быстрее добраться до Бахчисарая, и двинули через лес. Погода чудесная, есть вода и пакетик фиников, чего еще желать…кроме как доехать до города. По дороге встретили много интересного - грибы, лошадей и нужный указатель.
Автор: Админ
Автор: Админ
Автор: Админ
Изучили органолептические свойства придорожной грязи. Оказывается, она жирная, как глина, и напоминает гипс.
Автор: Админ
Недалеко от Бахчисарая залюбовались скалами, из которых ветер и вода вырезали лица в профиль и анфас. Чем не сфинкс?
Автор: Админ
Автор: Админ
Тут наш маршрут прервался, потому что остановилась машина, и из неё вышел добрый человек из Москвы-Ярославля. Спросил, указывая на дорогу, откуда мы шли: "А что здесь интересного?" Мы рассказали про Тепе-Кермен, а он предложил подвезти до города. Благодаря ему, нам удалось попасть в Ханский дворец до закрытия, и я его вам позже покажу. Спасибо, добрый человек. Примечание об образах. Русский художник серебряного века Константин Федорович Богаевский не раз делал зарисовки с натуры у горы Тепе-Кермен. Так, появилась картина "Жертвенники", на которой изображены две вершины - Тепе-Кермен и Кыз-Кермен. Один из вариантов названия полотна "Алтари в пустыне" - отсылка к циклу стихов его друга художника Максимилиана Волошина, где есть строки: "Станет солнце в огненном притине, Струйки темной потекут жары... Я поставлю жертвенник в пустыне На широком темени горы" И пусть горный пейзаж написан без должной фотографической точности, не узнать его невозможно.
Автор: Админ
2014-11-27
|
Реклама |