X

Ваш емайл:
Ваш пароль:
Запомнить:
Подмоклово, храм Рождества Богородицы
Кострома мон амур
Татарский Касимов

Главная / Блог / Государственный музей Палехского искусства

Государственный музей Палехского искусства

Россия - Ивановская область - Палех

5 декабря 1924 года - дата основания "Артели древней живописи" в поселке Палех Ивановской области. Именно этот день принято считать днем рождения палехской лаковой миниатюры, истоки которой заложены мастерами местной иконописной школы. Благодаря им, Палех из топонима превратился в обозначение декоративной живописи.

"Празднование русской зимы в Палехе", авторы Кукулиева К.В., Кукулиев Б.Н., 1975 год

Автор: Админ

Поспособствовал такому ходу истории один из местных иконописцев Иван Голикова. По его инициативе в поселке были созданы мастерские, возродившие старинную художественную роспись в новом качестве. Объединившись в Палехскую художественную декоративную артель, бывшие иконописцы начали выпускать всевозможные шкатулки-коробочки из папье-маше с росписью.

Так сложилось, что большой интерес к палехскому народному промыслу проявил "буревестник революции" Максим Горький. При его поддержке художники смогли показать свой талант в новом для них деле так, что о них заговорили не только в СССР, но и на западе. Он же присоветовал мастерам хранить свои лучшие работы, а не выставлять на продажу. Для таких особенных изделий в мастерской была отведена специальная комната. Со временем образцы стали первыми экспонатами Государственного музея Палехского искусства, открытого в 1935 году к десятилетию Артели древней живописи. Сейчас музейная экспозиция занимает два этажа старинного здания.

Здание Государственного музея Палехского искусства

Автор: Админ

Раньше музей находился в Крестовоздвиженском храме. Возможно, благодаря этому внутреннее убранство, иконостас и росписи не пострадали, и когда в 1992 году церковь перешла Ивановской епархии, целый зал был отдан под иконы палехских мастеров. Ведь изначально Палех прославился как иконописное село.

В первом музейном зале вам расскажут об особенностях палехской иконописи. Начиная с XVII века и вплоть до начала XX века в Палехе существовали иконописные мастерские, специализировавшиеся на различных стилях. В разное время предпочтение отдавалось разным стилям. К примеру, в XIX веке процветало мелочное письмо, для которого характерны проработанная, виртуозная роспись золотом и детализация изображение. На создание такой иконы требуется гораздо больше времени, чем для написания обычной. Но палехские мастера могли себе это позволить - работать над одной иконой несколько месяцев.

Автор: Админ

Икона с изображением евангелиста Иоанна выполнена по "моде" того времени, на золотом фоне, который покрыт узором. Такой прием называется "чеканка по фону" или цировка. Для создания такого фона на левкас наносится рисунок, который затем процарапывается палочкой с тупой иглой - цировкой. Затем на процарапанный рисунок наклеивают и разглаживают сусальное золото, чтобы через него проступил рисунок. Рисунок фона различается по сложности - от элементарного повтора простых геометрических фигур до цветочного орнамента. Как видно на примере этой иконы, в дополнение к цировке мастера украшали края эмалью.

Со второй половины XVII века под влиянием западноевропейского искусства русская икона постепенно менялась, приобретая черты картины, где большое значение уделялось пейзажу, композиции и деталям. В это же время в Палехе появляются мастерские, которые специализировались на "фряжском", т.е. западном письме. Всех иностранцев на Руси называли "фрязями", отсюда и название стиля. Обычно такие иконы писали маслом, и только лица - темперной краской.

В XIX веке иконы становятся более графичными, в большей мере чувствуется западное влияние и выполнены они по западным гравюрам. В зале музея, есть две иконы, привезенные в дар городу палехскими мастерами из Петербурга, где они работали в мастерской пошехонского письма - "Спаситель" и "Богоматерь".

Автор: Админ

Автор: Админ

Вершиной палехской иконописи считают акафист Спасителю и, выполненная по принципу акафиста, житийная иконы Николы. На житийной иконе пишут красками иллюстрированный рассказ о святом от рождения до смерти, и читают такие иконы как книгу слева направо. По этой причине житийные иконы называли библией для неграмотных.

Автор: Админ

Если детально рассматривать палехские иконы, становятся понятны истоки приемов, перешедшие из иконописи в лаковую миниатюру. Фигуры святых легковесны, пропорции вытянутые, они не стоят на земле, а парят. Изображениям на палехской иконе присуща ритмичность, музыкальность, и объяснение этому специалисты находят в том, что в Палехе всегда любили петь. В этом же видят причину и большого числа шкатулок на песенные темы.

Слои краски на иконе просвечиваются, создавая вибрацию цвета. Иконописец не просто брал краску одного цвета, а наносил один на другой мазки разных оттенков - теплого и холодного. В той же технике позднее работали мастера лаковой миниатюры, благодаря чему некоторые работы сравнивали с росписью по перламутру.

Присутствие в палехской иконе золотой краски символизирует внутренний свет, исходящий от образов. С той же целью мастера обрабатывали светлой краской или золотом детали одежды и выступающие части фигур. В палехе теней нет ни на иконах, ни в миниатюрах. Тени на иконах появляются только во фряжском письме, как дань западной манере письма.

Условные элементы письма, такие как отсутствие земли, вместо которой иконописцы рисовали горки, символизируя тягу к горнему миру, "палатное письмо", когда на иконе прорисовывалась сказочная архитектура, завитки волн - все это перекочевало в палехскую лаковую миниатюру.

Во втором зале музея собраны работы основоположников палехской миниатюры, тех, кто изначально были иконописцами. В двух соседних витринах выставлены сразу несколько десятков работ Ивана Ивановича Голикова, а точнее авторские вольные копии, оригиналы с которых хранятся в Третьяковской галерее. По работам мастера, по почерку художника сразу чувствуется характер Голикова - динамичный, экспрессивный. Иван Иванович никогда не делал рисунков на бумаге - работал сразу на полуфабрикате. Если что-то не получалось, он просто счищал слой за слоем, поэтому неудачных работ у него крайне мало.

Самые первые работы Голиковы были написаны только золотом. Как это выглядело, можно представить, посмотрев на этот письменный прибор.

Автор: Админ

Голиков был универсальным художником, способным создавать и миниатюры, и масштабные холсты. Для своих картин он использовал разные материалы: писал по дереву, на пластинах, на тарелках и просто на камне - обычном булыжнике, который он превращал своей кистью в драгоценность.

"Охота на оленя", автор Голиков И.И., 1928 год

Автор: Админ

За стеклом витрины хранится такой камешек, на котором нарисованы люди на лодочке, и у людей в деталях прописаны лица. Рассказывают о его уникальном зрении - он писал свои миниатюры без очков и увеличительных стекол. Очки же надевал, только когда писал текст, потому что очень не любил вот такую упорядоченную скучную работу.

Был у мастера и свой уникальный метод работы. Перед тем как писать картину, он собирал в полях цветы, приносил домой, раскладывал букеты на столе и долго-долго всматривался, пока не начинал видеть в цветовых пятнах сюжет картины, будь то битвы или хороводы. К примеру, если отойти от "Пленения Игоря", то действительно перед глазами появится букет цветов! Напрашивается аналогия с методом работы Леонардо Да Винчи, который ходил по улочкам и рассматривал подтеки на домах, в которых видел композиции для своих будущих картин.

"Пленение Игоря", автор Голиков И.И., 1935 год

Автор: Админ

Работы Ивана Васильевича Маркичева, выставленные в соседней витрине, отличаются от работ Голикова. Потомственный иконописец, как и Голиков, стал одним из основателей "Артели древней живописи". В его композициях всё упорядочено, все строго. И дело тут в том, что Маркичев до поступления в артель, долгое время работал как живописец-монументалист - расписывал монументальной росписью и фресками храмовой. Специалисты отмечают, что работы Маркичева можно увеличивать насколько угодно, и они не потеряют своих пропорций.

"Жниво", автор Маркичев И.В., 1926 год

Автор: Админ

Некоторые музейные шкатулки покрыты сеточкой трещин (кракелюрами). Дело в том, основав артель, палешане все делали сами - и папье-маше, и лак. Лак варили в своей мастерской, и иногда он получался неудачным, отчего некоторые партии шкатулок покрывались трещинами сразу или через 50 лет, а другие до сих пор остаются гладкими. Со временем выработали стандарт производства лака, которым покрывают современные изделия, не опасаясь их испортить.

До участия в артели иконописец Иван Иванович Зубков был мастером "фряжского" письма, что видно по его работам: фигуры и растения более приближены к натуральной природе, менее условны, чем у Маркичева. А главная особенность в том, что на его картинах всё заткано золотом. Про Зубкова палехский поэт Вихерев писал: "Жизнь прошитая золотом".

"Пастушок", автор Зубков И.И., 1926 год

Автор: Админ

Перейдя с письма икон на лаковую миниатюру, любимым сюжетом для Зубкова стали сказки Пушкина. В музее хранится его пластина "Сказка о золотой рыбке", при написании которой мастер использовал принцип многоклеймовых икон, когда нарисованное можно прочитать как книгу: середина (средник) - это одновременно начало и конец повествования, одно отличие от икон - сказка читается сверху вниз, а не слева направо.

Александр Васильевич Катухин был первым председателем артели, в обязанности которого, кроме росписи, входило и изготовление папье-маше. Интересно было сравнить работы двух мастеров - Катухина и Маркичева, выполненных практически одновременно и на одну тему "Сказки о царе Салтане". Художники побывали в Москве и были впечатлены оперой Римского-Корсакова. В результате Маркичев выбрал для композиции самое основное - три чуда, и их изобразил. В то время как Катухин хотел показать в одной работе всё-всё-всё. Для этого он выбрал шкатулку с высоким кузовком и по этому кузовку написал всю сказку.

"Сказка о царе Салтане", автор Котухин А.В., 1934 год

Автор: Админ

В следующей витрине разложены работы Ивана Михайловича Баканова - самого старшего из членов артели. Иван Иванович Голиков долго его уговаривал, потому что хорошему иконописцу Баканову к моменту организации артели было уже за 50, и менять профессию в столь серьезном возрасте ему не хотелось. И все-таки Голикову удалось его уговорить. Баканов любил повторять, что раньше Голиков учился у него, а теперь он учится у Голикова.

Специалисты по праву считают его неподражаемым мастером плавей: на его миниатюрах слои краски просвечивают друг через друга, мерцают, тают на черном фоне, и можно подумать, что под роспись подложен перламутр. А еще Баканова считают мастером облаков. Следуя его стилю, и другие художники стали изображать "бакановские облачка", хотя ранее в основном небо оставляли просто черным.

"Из-за острова на стрежень", автор Баканов И.М, 1925 год

Автор: Админ

По музейным работам видно - что не художник, то свой стиль, но в рамках палехского. Вот миниатюры Ивана Петровича Вакурова, которого тоже считают основоположником палехской лаковой миниатюры, хотя в артель он вместе с Дадыкиным вступил чуть позже, чем основные мастера.

Его называют художником-мыслителем. Взгляните на его решение композиции "Сказке о царе Салтане". Уже издалека видно, что на картине происходит что-то драматическое. Зарево с черным силуэтом горки, кипящее море - это князь Гвидон только что застрелил коршуна и спас Царевну Лебедь.

"Гвидон и Царевна Лебедь", автор Вакуров И.П., 1947 год

Автор: Админ

Лучшей работой Вакурова специалисты считают шкатулку "Бесы" по одноименному стихотворению Пушкина. Мастер прочитывает его как автобиографическое и описывает в рисунке: вот в кибитке сидит встревоженный Пушкин, черная тройка как мгла уносит поэта, а вокруг бесы, которые привели Пушкина к гибели. Одному из бесов Вакуров придал черты царя Николая I. Навстречу тройке идет Дантес с опущенным пистолетом, смерть протягивает руки к поэту и рядом Наталья Николаевна.

"Бесы", автор Вакуров И.П., 1935 год

Автор: Админ

Каждый из мастеров в течение своей творческой жизни находил что-то новое, совершенствовался. Есть в музее две работы на тему пушкинского "Лукоморья" одного автора, так же бывшего иконописца, Дмитрия Николаевича Буторина. Первая написана в 1925 году, вторая - через четверть века. По ним видно, какой путь прошел художник. В 1925 году композиция написана под влиянием Голикова, где дерево выглядит как лиана, а кот как чудище. Все на картине сжато, условно. На поздней работе напротив, сюжет прорисован дословно.

"У Лукоморья", автор Бугорин Д.Н., 1925 год

Автор: Админ

До сих пор мы говорили о бывших иконописцах. Первый мастером палеха, который не был иконописцем, стал Павел Дмитриевич Баженов. В музее выставлены две ученические работы (копии с Голикова, который был учителем Баженова), а остальные творения уже самостоятельные.

Павел Дмитриевич много работал для московского театра Таирова, и театральность перешла в его композиции, выстраиваемые как декорации. Но, к сожалению, он погиб в самом начале войны, в 1941 году, когда ему было 37 лет. После него осталось много интересный работ, в которых чувствуется и способность мастера передать в рисунке не только серьезное настроение, но и юмор. Например, его миниатюра былины о Чуриле Плёнковиче - сборщик податей князя Владимира, богатырь, который прославился не умом или силой, а манерой одеваться и своей красотой.

"Чурило Пленкович", автор Баженов П.Д., 1934 год

Автор: Админ

Рисунок сопровождается подписями: "Где девушки глядят - заборы трещат, Где молодушки глядят - оконенки (оконеца) звенят, Стары бабы глядят - прялицы ломят. А старые старухи клюки грызут, глядючи на молодца Чурилу".

В следующих залах - работы выпускников Палехского художественного училища имени Горького, которое открылось в 1935 году. Появляются фамилии дочерей Катухина, Зубкова, рядом в витрине работы Николая Ивановича Голикова на литературные темы.

"Фауст", автор Голиков Н.И., 1957 год

Автор: Админ

Сложным для для промысла стал период 50-х годов, когда палех подвергли идеологии. Художников стали ругать за красноармейцев, похожих на Георгия Победоносца, и требовали выписывать фигуры на миниатюрах приближенными к реальным людям. То, что из этого вышло можно увидеть в витрине. Их палехского реализма пропала сказочность, песенность, ритм, живопись потеряла декоративность, условность и стала вытюканной скучной картинкой. Не только искусствоведы, но и сами художники признали, что этот период не самый удачный в палехе.

После идеологических бурь художники вновь обратились к истокам, снова начали изучать язык палехского искусства, который завещали основоположники "старики". Снова на шкатулках появились сказочные темы, характерное изображение пространства, когда нет прямой перспективы, и на все смотришь как бы с высоты птичьего полета.

В одном из залов можно увидеть большие пластины, которые стали писать палехские мастера после участия в восстановлении китайского кабинета в Монплезире, разрушенного в Петергофе в годы Великой Отечественной войны. Дело в том, что когда искусствоведы изучили документы, оказалось, что китайский кабинет расписывали русские мастера, подражая китайским. И они подумали, почему тоже бы не отдать восстановление китайского кабинета русским мастерам?

Среди шкатулок и панно, особняком стоят витрины с тарелками. Как вы уже поняли, палех - это стиль, а не рисунок на черной шкатулке. Был период, когда в палехской манере рисовали на фарфоре. Для этого мастера изучали фарфоровое производство, учились работать фарфоровыми красками. Дело в том, что фарфоровые краски при обжиге меняю цвет, и художник должен предугадать, какой цвет получится в конце. Эксперимент оказался удачным, но в Палехе не прижилось.

"Демьянова уха", автор Дыдыкин А. А., 1931 год

Автор: Админ

И наконец, в последнем музейном зале выставлены современные работы молодых палехских художников. При въезде в поселок видно здание училища, в котором сейчас проходит четырехлетний курс обучения порядка 60 человек. В 1980- х конкурс доходил до 9 человек на место! Сейчас спрос на лаковые миниатюры небольшой, и художники после училища уходят в иконописные мастерские или уезжают из поселка расписывать храмы. Мастера выполняют частные заказы от коллекционеров или желающих, чтобы в их доме появился лаковый кабинет не хуже чем, чем в Монплезире. Палех продолжает жить, изменяясь, но, не изменяя своим традициям.

Тэги: Палех, палехская миниатюра, народные промыслы

2016-12-05


Реклама

Использование материалов сайта без письменного разрешения редакции запрещено