Мелихово - музей-усадьба ЧеховаРоссия - Московская область - Мелихово
Говорят, дом - отражение души хозяина. Мелихово стало родным для Чехова на семь лет, за которые Антон Павлович не только смог почувствовать себя "помесчиком", вложившим душу и силы в строительство дома, посадку сада и огорода, но и сделаться на какое-то время счастливым, чего не скрыть даже за неповторимой чеховской иронией.
Автор: Админ
В 1892 году Чехов покупает имение, о чем пишет. Из письма драматургу Виктору Викторовичу Билибину: "Я изменил хохлам и их песням. Волею судеб покупаю себе угол не в Малороссии, а в холодном Серпуховском уезде, в 70 верстах от Москвы. И покупаю, сударь, не 10-20 десятин, как хотел и мечтал, а 213. Хочу быть герцогом. За это удовольствие я буду платить процентов в год 490 р. Утешаюсь расчетом, что за квартиру и за дачу я платил гораздо дороже. Лесу 160 десятин. Дров-то, дров! Не хотите ли в подарочек сажень дров?... В свое монрепо переезжаю 1 марта. В деревне засяду за работу и буду писать с ожесточением, ибо денег у меня - увы и ах! Даже штанов нет". Чехов перебрался в Мелихово, когда главный дом еще не был достроен. Какое-то время он обитал во флигеле-кухне - небольшой деревянной постройке, в которой готовили обеды и проживали кухарки. В конце лета 1893 года Антон Павлович писал: "У нас построили новую кухню и людскую, что сильно ударило меня по карману. Вывели тараканов - тоже ведь историческое явление".
Автор: Админ
Прежде чем зайти в дом, прогуляемся по саду. Если весной усадьба утопает в сирени, то летом её сменяют розы. В Мелихово Чехов стал заядлым цветоводом и огородником. В этом увлечении его поддерживали мать и сестра. Перед окнами писательского кабинета Чеховы разбили небольшой огород, который назвали "Юг Франции". Свежие овощи и зелень с "Юга Франции" не без гордости подавали к столу гостям, которые часто бывали в усадьбе. Гостей в Мелихове собирали к обеду, звоня в колокол. Это была идея Чехова: гости разбредались по поместью, и к столу было ни до кого не дозваться. После сигнала в колокол все знали, что пришло время трапезы. Со временем окрестные крестьяне сверяли по звону усадебного колокола часы - звонят, значит, полдень.
Автор: Админ
Специально для гостей был построен флигель по проекту Фёдора Шехтеля. Шехтель и Левитан, который часто гостил в Мелихово, были друзьями по московскому училищу "Живописи, ваяния и зодчества" Николая Павловича, младшего брата Чехова.
Автор: Админ
Антону Павловичу флигель явно был по душе, раз он оставил о нем такую запись: "Флигель у меня вышел мал, но изумителен. Плотники взяли за работу 125 руб., а устроили игрушку, за которую на выставке мне дали бы 500 руб". Сейчас на нем висит табличка "Мой дом, где была написана "Чайка". Но в своих воспоминаниях о Мелихове старший брат писателя Александр Павлович пишет обратное: "Некоторые из биографов покойного писателя (а их за последнее время развелось очень много) утверждают со смелостью, достойной лучшего приложения, будто бы в этом флигельке Антон написал свою "Чайку". Это вздор. Флигель был специально предназначен для ночлега гостей, и брат не написал в нем ни единой строчки". На балконе над входом во флигель был установлен флагшток, поднятый красный флажок на котором служил сигналом для местных крестьян, что хозяин дома. В Мелихово Чехов был не только писателем, он по-прежнему оставался врачом. И хотя больных он принимал в доме, на территорию музея решили перенести амбулаторию, которая раньше находилась в одной из соседних деревень, где служил Чехов. Сейчас одна из комнат амбулатории отдана под экспозицию приемной доктора того времени, а в остальных помещениях расположен действующий медпункт. У входа разбит небольшой аптекарский огородик с лекарственными травами.
Автор: Админ
Из писем Чехова: "Несмотря на холерную сумятицу и безденежье... мне нравилось и хотелось жить...С августа до 15 октября я записал у себя на карточках 500 больных; в общем принял, вероятно, не менее тысячи". И тут же: "За все лето я так насобачился лечить поносы, рвоты и всякие холерины, что даже сам прихожу в восторг". Тропинка за флигелем, ведущая от пожарного сарая до бани, называлась в усадьбе Аллеей любви. На ней, на одном из деревьев установлен большой скворечник с тремя входами, названный братьями Чеховыми "Питейным домом братьев Скворцовых". Это был намёк на то, что, когда Чеховы переехали в Мелихово, в деревне не было ни школы, ни больницы, но зато имелось сразу три питейных заведения.
Автор: Админ
Таких скворечников в саду было много, но сейчас осталось только два - этот и скворечник "Чайка".
Автор: Админ
Из воспоминаний Александра Чехова: "Антон Павлович очень чутко относился к приходу весны, жизнерадостно следил за таянием снега, за разбуханием почек и за прилетом птиц. Особенно любил он скворцов и в своих письмах ко мне сообщал: "У нас уже прилетели скворцы, начали вить гнезда и поют. А у вас на севере? Не прилетели еще?" Еще одно увлечение, которому с удовольствием предавался Чехов в своем имении - это рыбалка. Окно спальни Антона Павловича выходили на пруд "Аквариум", в который он запустил мальков карася и линя.. Позже в одном из писем он написал: "В саду, в 15 шагах от дома, пруд (15 сажен длины и 5 ширины) с карасями и линями, так что рыбу можно ловить из окна". Кстати, удочка действительно стоит за шкафом в спальне Чехова.
Автор: Админ
Рядом с прудом растут огромные "берлинские тополя", выписанные Антоном Павловичем из Риги и посаженные его отцом в 1898 году. От них выйдем за калитку, чтобы взглянуть на "Такс Чехова", появившихся здесь в 2012 году:
Автор: Админ
Когда Чехов переехал из Москвы в Мелихове, знакомый издатель Лейкин подарил ему двух щенков-такс, которых сестра Мария Павловна назвали Хина и Бром. Когда же собаки подросли, Чехов счел фамильярностью обращение к ним по именам и дал собакам отчества. Так появились Хина Марковна и Бром Исаевич. Для потехи домашних Антон Павлович любил вести долгие разговоры с собаками. Один из таких разговоров описывал Михаил Чехов: "Бром и Хина были таксы, черненький и рыженькая, причем у Хины были такие коротенькие, все в сборах ножки, что брюхо у нее чуть не волочилось по земле. Каждый вечер Хина подходила к Антону Павловичу, клала ему на колени передние лапки и жалостливо и преданно смотрела ему в глаза. Он менял выражение лица и разбитым, старческим голосом говорил: Хина Марковна!, страдалица!.. Вам ба лечь в больницу!.. Вам ба там ба полегчало ба-б". Но вернемся в главный усадебный дом. Через коридор с большими цветными стеклами заглянем в спальню Антона Павловича. Удочка на месте, стоит за шкафом!
Автор: Админ
В спальне, помимо обычных для комнаты кровати и шкафа, у окна стоит дубовый стол, за которым Антон Павлович иногда работал ночью. Рядом с комнатой писателя - спальня его отца. Она такая же маленькая:
Автор: Админ
На столе Павла Егоровича лежала простая амбарная книга - дневник с короткими ежедневными записями, которые он делал, начиная с 1-го марта 1892 года и до последних дней своей жизни. Со слов "Господи благослови" - Г.Б. - начиналась почти каждая запись в дневнике.: "Г.Б. Имение куплено в С. Мелихово 1892 года. 1-го Марта переехали из Москвы со всем имуществом Павел Чехов, Маша и Горничная Пелагея к обеду", "Иван Петрович приехал в гости", "Иван Петрович переночевал и уехал", "Посылали на станцию", "Антоша уехал в Москву", "Без него приезжал в гости Федор Степаныч с женою". По воспоминаниям Александра Чехова: "Однажды на мое письмо из Петербурга с запросом, как поживают отец и мать, Антон ответил мне: "Мать все бегает и смотрит на часы, а папаша объявил, что ему надо заниматься богомыслием. Сидит в своей комнате и занимается".
Автор: Админ
В Мелихове Павел Егорович с удовольствием выполнял посильные работы в саду, огороде, следил за садовыми дорожками, но иногда ему хотелось покомандовать: "Поселившись у сына в Мелихове и оказавшись не у дел, он никак не мог расстаться со своей старой привычкой, как с атрибутом власти, и не раз угощал подзатыльниками двух прислуг - девочек Машу и Анюту. Брата это страшно возмущало, но отец всякий раз прибегал к своей покаянной фразе: - Прости, Антоша, больше не буду… А если их не учить, то никакого повиновения не будет". Умер Павел Егорович в 1898 году после операции по удалению грыжи. Антон Павлович написал сестре: "Мне кажется, что после смерти отца в Мелихове будет уже не то жильё, точно с дневником его прекратилось и течение мелиховской жизни". И действительно через год поместье было продано, и семья переехала в Ялту. Двери в комнату матери Антона Павловича были закрыты. Заглянем в спальню и одновременно кабинет сестры Чехова. В мелиховские годы Мария Павловна серьёзно занималась живописью, посещала вечерние классы при Строгановском училище, студию А. Хотяинцевой. Антон Павлович, одобрявший увлечение сестры живописью, решил уступить ей свой кабинет, а сам 1896 году переселился в её комнату. Прежний чеховский кабинет с тремя большими окнами превратился в "студию" молодых художниц. В комнате хранятся личные вещи, на стенах - подлинные рисунки и фотографии родных.
Автор: Админ
Особое внимание привлекает портрет Антона Павловича, выполненный в 1884 году Николаем Чеховым. Из воспоминаний Т. Л. Щепкина-Куперника: "Белая девическая комната Марии Павловны, с цветами и узкой белой кроватью, с огромным портретом брата, занимавшим самое главное место, как в комнате, так и в ее сердце".
Автор: Админ
По вечерам семья и гости собирались в гостиной, рассаживаясь вокруг стола. В теплую погоду открывали стеклянную дверь на веранду, и из сада слышалось пенье соловьев, а комната наполнялась ароматом цветов. Кто-нибудь из гостей садился за рояль. Иногда здесь пела "Прекрасная Лика" - Лидия Стахиевна Мизинова. Об отношениях Чехова и Лики написано много. Именно её фотография хранится на рабочем столе в кабинете Чехова. "Милая Лика… Приезжайте, милая блондиночка, поговорим, поссоримся; мне без Вас скучно, и я дал бы 5 рублей за возможность поговорить с Вами хотя бы в продолжение пяти минут… Приезжайте к нам, хорошенькая Лика, и спойте. Вечера стали длинные, и нет возле человека, который пожелал бы разогнать мою скуку".
Автор: Админ
Из гостиной пройдем в столовую, в центре которой установлен обеденный стол, покрытый белой скатертью. На столе фаянсовый сервиз, принадлежавший семье Чеховых. Возле каждого прибора лежат салфетки членов семьи с вышитыми инициалами "М.Ч.". Во время обеда во главе стола сидела мать писателя; по правую руку от нее садился Антон Павлович и Михаил Павлович; а на противоположной стороне отец Павел Егорович и Мария Павловна.
Автор: Админ
Из воспоминаний Александра Чехова: "Брат, как медик, завел в деревне правильную, размеренную жизнь. Обедали в двенадцать. Большие круглые часы висели в столовой над дверью. Брат, работая у себя в кабинете, нередко выходил в столовую посмотреть, который час. Заботливая мать принимала это за молчаливые намеки на то, чтобы обед был готов вовремя, и волновалась. - Антоша уже два раза выходил смотреть на часы, а у кухарки обед еще не готов, - заботилась она. - Ну, как она опоздает? И мать тревожно смотрела на часы. И чем ближе стрелка подходила к 12, тем она делалась озабоченнее и бормотала: - Горькое мое произволение! И с этими словами сама бежала в кухню, хотя в этом не было ни малейшей надобности и брат никогда не настаивал на пунктуальности".
Наконец, зайдем в кабинет Чехова, под который в доме была отведена лучшая комната - большая, с огромными венецианскими окнами, из которых открывался вид на сад и "юг Франции". У стены стоял большой турецкий диван, а напротив - кресло-качалка у камина. На стенах кабинета - фотографии писателей и поэтов из чеховского окружения.
Автор: Админ
На камине - полотняный портфель переписчика населения за 1897 год. В письме к Суворину Чехов пишет: "У меня весь январь перепись, среди счетчиков я буду на манер ротного командира". На большом письменном столе стоит фотография любимого композитора П.И. Чайковского с дарственной надписью. Здесь же фотография "прекрасной Лики". Рядом медицинские инструменты, т.к. Чехов принимал больных и у себя в кабинете, "Каталог Шнейдеровской медицинской библиотеки", "Каталог семян Э.Иммера и сына за 1895 год", визитная карточка, пенсне и маленькая рулетка, спрятанная в пресс-папье, которой Чехов часто пользовался при посадке деревьев.
Автор: Админ
Среди бумаг - черновики рукописей. Только представьте, в Мелихове Чехов написал более сорока произведений. Однако, самочувствие Антона Павловича ухудшалось. Сначала врачи не рекомендовали приезжать в Мелихово зимой, но позже настояли на полной смене климата. Чехов с матерью и сестрой переезжают в Ялту. Из воспоминаний Александра Чехова: "Скоро Мелихово было продано, со всею тою любовью, которую питал к этому уголку брат, и со всем тем, что было в него вложено, чтобы сделать его цветущим кусочком земли". Осталась память об Антоне Павловиче и в деревне за пределами усадьбы. Доктор Чехов не только лечил, но и строил. Из письма Чехова Суворину: "Я выстроил три школы, и считаются они образцовыми. Выстроены они из лучшего материала, комнаты 5 аршин вышины, печи голландские, у учителя камин, и квартира для учителя не маленькая, в 3-4 комнаты". Мы дошли до школы, построенной Чеховым. Сейчас здесь реконструкция.
Автор: Админ
«Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя школу, колодец или что-нибудь вроде, чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно". А.П. Чехов Все фотографии альбома Усадьба Мелихово Блоги по теме: Белая дача - дом Чехова в Ялте 2016-10-27
|
Реклама |