Крепость Чуфут-КалеРоссия - Автономная республика Крым - Бахчисарай
Такой маленький и такой необъятный Крым. Не уезжая из Бахчисарая, пройдя не больше километра от стен Успенского монастыря, мы попадаем в город-крепость Чуфут-Кале.
Автор: Админ
В разное время крепость носила разные имена - "Сорок крепостей", "Крепость драгоценностей", "Двойная крепость", "Еврейская крепость". Все названия имеют под собой основания, и об этом мы поговорим немного позже. Всего на карте Крыма обозначено 14 пещерных городов, из них 12 - в Бахчисарайском районе. Тысячелетиями здесь жили люди разных культур и религий, но в большинстве случаев угроза для обитателей полуострова шла с Востока, от племен, которые жили набегами и разбоем: они приходили и грабили, забирали скот, уводили людей в плен. После таких набегов, населению ничего не оставалось, как покинуть плодородные долины, подняться в горы и поселиться в созданные самой природой крепости. Из местных городов-крепостей - Чуфут-Кале единственный хорошо сохранившийся образец архитектуры средневекового Крыма, меньше всего разрушенный монголо-татарами. Город оставался "живым" дольше остальных, притом, что для защиты от набегов степняков было достаточно построить только одну стометровую крепостную стену на узеньком перешейке восточного склона. Со всех остальных сторон крепость оставалась неприступной для врага, окруженной глубокими обрывами и скалам. Чуфут-Кале на старинных гравюрах
Автор: Админ
Те укрепления и жилища, которые мы увидим в городе, датируются XIV-XVIII веками, но люди обосновались на Чуфкткалинском плато гораздо раньше - по различным версиям, начиная с VI века, а может быть и раньше. Если вкратце описать историю города-крепости, то начну с того, что в разные времена здесь жили тавры, киммерийцы и скифы. Затем поселились аланы, позднее пришли готы, которые довольно быстро ассимилировались, и возникшую народность стали называть гото-аланами. Гото-аланы были союзникам Византии, отчего некоторые исследователи считают, что город Чуфут-Кале появился на месте византийской крепости Фуллы, под защиту которой сходилось население окрестных сел, пережидая набеги степняков. Это подтверждают и последние находки археологов, указывающие, что византийским постройкам предшествовало еще более раннее поселение. В конце XIII века крепость все-таки пала. Татары разместили в нем свой гарнизон и назвали Кырк-Ор - "Сорок крепостей". Странное название для одной единственной крепости, но, вероятно, так называли весь горный район, и постепенно это название перешло на город, ставший для татар столицей Крымского ханства и резиденцией первых ханов - Хаджи Девлет-Гирея и Менгли-Гирея. На рубеже XIV и XV веков татары перенесли столицу в Бахчисарай, а перед восточной линией укреплений позволили селиться караимам, пришедшим в Крым вместе с татарами, из Персии, Бухары и Черкессии. Караимы не только занимались ремеслами и чеканили монеты для хана, но и построили вторую оборонительную стену, прикрыв собой и своими домами самый опасный участок крепости. Так возникла новая часть города, который уже называли не Кырк-Ор, а Чуфут-Кале - "еврейская крепость". К началу XVII века из татар в крепости остались лишь начальник и судья. Но здесь по-прежнему располагались оружейный склад и ханская тюрьма, охранять которые было поручено караимам - почти единственными обитателями Чуфут-Кале. Более того, согласно ханскому указу, караимы, державшие лавки в Бахчисарае, в обязательном порядке возвращались в крепость на ночлег, чтобы крепость постоянно оставалась "под присмотром". За это жившие в Чуфут-Кале караимы были освобождены от всех податей и повинностей. Но пора зайти в город и взглянуть на все своими глазами. Мы поднимаемся по тропе, ведущей к Южным (малым или потайным) воротам Чуфут-Кале. Замечаем, что дорога делает 4 зигзага по направлению к крепостной стене. Последний марш дороги расположен так, чтобы нападающие были обращены правой, неприкрытой щитом стороной тела к защитникам города, в то время как со стен на них обрушивались бы стрелы и камни. Толщина южной стены, идущей вдоль обрыва, примерно 1 метр при высоте до 5 метров. В более поздние времена верхняя часть стены была перестроена и на ней появились бойницы для огнестрельного оружия. В 1998-2001 годы у Южных ворот археологи раскопали древний осадный колодец. В Чуфут-Кале не было собственных источников воды: воду в город доставляли из родников в долине, запасали дождевую воду, хранили в пещерах снег и лед. Но во время осады воду в город поднимали из осадного колодца по тайным ходам.
Автор: Админ
Однако, примерно XVI веке колодец был засыпан камнями самими жителями. Есть предположение, что вода из него стала источником эпидемии. Чтобы приостановить распространение зараза, было решено его уничтожить. Со временем город опустел, и об осадном колодце сохранились только легенды, приведшие археологов к открытию. Здесь же у ворот мы видим выдолбленный в скале резервуар для хранения воды. Сделан он специально для тех, кто не успел попасть в город до закрытия ворот и для случайных путников. Такая вот забота о ближнем.
Автор: Админ
От ворот ведет узкий коридор, вырубленный в скале, над которым был деревянный настил, откуда на головы нападавших защитники крепости сбрасывали камни, лили кипяток и горячее масло.
Автор: Админ
Здесь же врагов встречали лучники, укрывшиеся в ближних оборонительных пещерах.
Автор: Админ
На оборонительную систему у Южных ворот лучше смотреть сверху, чтобы в деталях представить, что ожидала противника, желавшего попасть в город.
Автор: Админ
Ближние к воротам пещеры входят в еще более древний трёхъярусный пещерный комплекс. Это самые старые пещеры на территории Чуфут-Кале. Дальше расположен еще один пещерный комплекс, состоящий из помещений разных и по форме, и по назначению. В некоторых из них сохранились вырубленные в скале лестницы, соединявшие "комнаты" разных ярусов.
Автор: Админ
Есть версия, что при аланах до прихода в город татар здесь мог размещаться пещерный монастырь. И хотя подтверждений этому немного, за вырубленными в скале помещениями закрепилось название "Христианский пещерный комплекс". От пещер по выбитой в скале дороге выходим на плато, и дальше идем по одной из трех улиц старой части города - Кенасской. Здесь за высокой оградой стоят кенассы - караимские храмы, серая каменная кладка и черепичные крыши которых хорошо просматривались еще при подходе к городу.
Автор: Админ
Большая (Соборная) кенасса предположительно построена в XIV веке. Снаружи она обнесена галереей с десятью белыми колоннами, поддерживающими полукруглые арки. Когда город был жив, в ней проводили только торжественные праздничные службы.
Автор: Админ
На веранде кенассы установлена мраморная плита, на которой на двух языках говорится о посещении Чуфу-Кале Александром III в 1886 году. Опустевший город-крепость был и остается одной из главных достопримечательностей окрестностей Бахчисарая, куда направлялись путешественники. Русские цари не были исключением: начиная с Екатерины II здесь побывали все российские самодержцы, за исключением Павла I. В 1896 годку в Чуфут-Кале караимская община построила дворец для приема членов царствующей фамилии, но 1930 году здание снесли. Сохранились лишь цокольная часть с пещерами под ней. В нескольких метрах от Большой кенассы с XVIII века стоит Малая кенасса (Кодэш-Рэва - Дом собрания) для повседневных служб и собраний караимской общины. Её построили караимы, переселившиеся из Мангупа. "Стройматериал" для своей кенассы они захватили с собой из старого города. Новый храм получился проще и скромнее первого.
Автор: Админ
Автор: Админ
Чем интересен Чуфут-Кале так это возможностью увидеть в одном месте строения не только разных времен, но и различных культур. Выйдя из дворика с кенассами на открытую площадку, бывшую когда-то главной площадью Старого города, куда сходились уже знакомая нам Кенасская, Средняя и Бурунчакская улицы, натыкаемся на живописные руины и хорошо сохранившееся здание восточного вида. На месте руин когда-то был ханский дворец, мечеть и монетный двор.
Автор: Админ
При исследовании мечети среди руин археологи обнаружили изящные византийские капители и другие обломки из проконнесского мрамора, который в Крыму не добывают. Этот мрамор был излюбленным материалом византийских зодчих, и посему ученые сделали предположением, что мечеть возвели в XIV веке на месте разрушенного раннехристианского храма. Произошло это в правление хана Джанибека, при котором крепость была завоевана татарами. Ближе к обрыву на северной части плато стоит почти полностью сохранившийся мавзолей дочери хана Тохтамыша Джанике-ханым.
Автор: Админ
Джанике - внучка Хаджи-бека, правителя Кырк-Ора. Она скрывалась в крепости от правителей орды, так как сама имела виды на власть. По линии отца Джанике была чингизидкой - прямым потомком Чингисхана. Ее муж Едигей - эмир ногайской орды, несмотря на знатное происхождение и женитьбу на чингизидке, не мог претендовать на трон. Законные права на престол могли иметь лишь его дети, рожденные от Джанике. Очевидно, такое положение дел не устраивало Едигея, и, переметнувшись на сторону самаркандского правителя Тимура, заклятого врага Тохтамыша, он навлек на себя и жену гнев ее отца. В отместку Тохтамыш убил мать Джанике. Позднее в битве с младшим сыном Тохтамыша погиб и Едигей. После смерти мужа Джанике возвращается в Кырк-Ор, чтобы править в кыркорском бейлике (небольшом охраняемом владении). Суда по надгробной надписи, установленной в мавзолее Джанике, оставшись старшей в роду Тохтамыша, она правила вплоть до своей кончины в 1437 году: "Это гробница великой государыни Джанике-ханым, дочери Тохтамыш-хана, скончавшейся месяца рамазана 841 года (1437)"..
Автор: Админ
От стен мавзолея открывается панорама на долину Ашлама-Дере. Где-то в той стороне расположен Мангуп и Тепе-Кермен
Автор: Админ
Тропа выводит нас к Средней оборонительной стене с воротами (Орта-Капу), пересекающей плато от одного края обрыва до другого и разделяющий Чуфут-Кале на Старый и Новый город. С VI-VII веков и вплоть до возведения караимами Восточной оборонительной стены в XIV-XV веках, она защищала город от набегов.
Автор: Админ
Средняя оборонительная стена - это самый древний памятник городища. Когда-то здесь были установлены двустворчатые ворота, открывавшиеся внутрь и запиравшиеся тяжелым засовом. После возведения Восточной оборонительной стены Средняя стена утратила свое оборонительное значение, и у её основания горожане начали строить усадьбы, следы которых мы сейчас наблюдаем в виде комплекса пещерных сооружений - Чауш-Кобасы.
Автор: Админ
Обычно в усадьбах пещеры были как бы цокольными этажами и использовались в исключительно хозяйственных целях. В Чауш-Кобасы это просматривается лишь отчасти. По мнению некоторых исследователей пещеры площадью 48 и 75.5. метров с высотой потолков 3.2-3.5 метров могли быть жилищами с верхним парадным залом и спальной комнатой семьи богатого человека.
Автор: Админ
В этой же части Чуфут-Кале располагалась ханская тюрьма, в пещерах которой держали и послов, и видных политических деятелей - предпочтение отдавалось знатным пленникам в надежде получить за них большой выкуп, а иногда и для решения территориальных вопросов. К примеру, с 1660 по 1681 годы здесь находился в заточении русский воевода Василий Борисович Шереметев. В качестве выкупа крымские ханы требовали у царя Алексея Михайловича два города - Казань и Астрахань. Но и сам Шереметев не хотел свободы такой ценой. Только спустя 21 год хан принял за воеводу 60 тысяч рублей золотом и отпустил знатного пленника. Вернувшись на родину, Василий Борисович был настолько болен, что умер всего через полгода. От пещер Чауш-Кобасы, по переулку Чауша мы выходим через ворота Орта-Капу на Главную улицу. Здесь нас интересует, прежде всего, хорошо сохранившийся дом XVIII века, в котором до 1874 года жил Авраам Самуилович Фиркович. Дом так и называется - усадьба Фирковича.
Автор: Админ
Так получилось, что губернатор Новороссийского края Михаил Семенович Воронцов поставил перед караимским духовным главой задачу - написать историю караимов. Этим и занялся Фиркович, хотя он и не был историком. Собранные им книги и рукописи в количестве 15 тысяч единиц были позже переданы в Императорскую Российскую публичную библиотеку. Что касается задания - написать историю караимов - Фиркович предложил свою версию происхождения караимов, которая до сих пор имеет и сторонников, т противников: в VI веке до н.э. вместе с войсками персидского царя Камбиза в Крыму появились израильтяне, некогда уведенные из Палестины прежними завоевателями; они основали несколько городов, в том числе крепость Села га-Иегудим - "Иудейская скала", будущий Чуфут-Кале. Они признавали Тору без талмудических добавлений, которую VIII веке переняли хазары. Как результат происходившего этнического смешивания, нынешние караимы - это потомки хазар. Продолжая свой путь от усадьбы Фирковича по каменной дороге, за столетия существования города прорезанной глубоким колеями, мы выходим к воротам Биюк-Капу (Большим воротам) Восточной оборонительной стены. Восточная оборонительная стена, протяженностью 128 метров, замыкает весь город.
Автор: Админ
С внешней стороны над воротами вделана мраморная плита с изображениями рогатины и щита - знаки рода, своего рода герб или тамга, принятые у тюркских народов. От Восточных ворот тропинка ведет в Иосафатову долину - старое караимское кладбище, В прошлом здесь росли дубы, считавшиеся священными, рубить которые было запрещено. Само кладбище имело местное название Балта-тиймез - "топор не касается".
Автор: Админ
Насколько кладбище древнее, среди ученых все еще нет единого мнения. Считалось, что самое древнее погребение относится к 1249-1250 годам. Однако, позже было найдено 9 надгробий, датируемых 956-1048 годами. Ясно лишь одно, что когда-то живой город Чуфут-Кале стал мертвым. Только ли от нехватки воды ушли отсюда люди? Скорее всего, да. Об остальном мы, может быть, еще когда-нибудь узнаем от археологов. Ведь сумели они найти забытый на столетия потайной колодец. Значит, впереди еще будут новые истории. 2016-10-10
|
Реклама |