Прогулки по не парадному Кисловодску: крепость, Средний парк, дачи и храмыРоссия - Ставропольский край - Кисловодск
Начало. Прогулки по Кисловодску: Курортный бульвар и окрестности В отличие от соседних Железноводска и Ессентуков, где от санаторных процедур вас ничто не будет отвлекать, в Кисловодске появится соблазн отменить посещение лечебного корпуса ради променада по парку или прогулки по старым извилистым улочкам, чтобы после заглянуть в дома знаменитых дачников, которые, так же как и вы предпочитали отдыху на морском побережье целебный горный воздух и минеральные источники. Итак, отправляемся в путь по улочкам не парадного Кисловодска. Гулять по ним можно часами, рассматривая фасады каменных одно-двухэтажных домов позапрошлого века. Но есть в городе и более древнее строение - настоящая крепость.
Автор: Админ
Кисловодская крепость едва ли не единственная частично уцелевшая в Азово-Моздокской укреплённой линии, строительство которой началось на Северном Кавказе еще при князе Потёмкине. Из таких крепостей вырос не только Кисловодск, но и Ставрополь, и Пятигорск. Первая фортификация на этом месте, построенная в 1803 году, была деревянной, но к 1812 году её перестроили в камне. При генерал-губернаторе Воронцове крепость защищала строящийся курорт от набегов горцев. Когда же горцы присмирели, необходимость в такой защите отпала. Однако Кисловодскую крепость решил не разбирать полностью, а лишь перестроить под казармы и дома для приезжих. Главный архитектор городов КМВ Самуил Уптон придал всему строению романтический вид, которым в свое время любовался Пушкин, а сейчас мы. Молодой Пушкин, путешествуя по Кавказу, встречался здесь со своим другом Николаем Раевским в июле 1820 года. Поселившись в офицерском доме Кисловодской крепости, они колесили по окрестностям, целыми днями скакали на казацких лошадях по степям и лугам, взбирались на горы Железная и Развалка и вели беседы с местными жителями. В одну из таких бесед Пушкин услышал историю казака, когда-то плененного горцами и спасенного от заключения полюбившей его черкешенкой. Так, на Кислых Водах у Пушкина родился замысел поэмы "Кавказский пленник". У крепостной стены разбит Кольцовский сквер, отдохнув в тени которого можно идти дальше.
Автор: Админ
Через дорогу от крепости в 1978 году установили монумент "Журавли" в память о не вернувшихся с войны солдатах.
Автор: Админ
Рядом с мемориалом - восстановленный Свято-Никольский собор. Говорят, что это неточная копия построенного в 1883-1888 годы Никольского храма, снесенного, как и остальные церкви Кисловодска, в годы Советской власти. Недалеко от собора построена мечеть для местных карачаевцев.
Автор: Админ
Еще один восстанавливающийся кисловодский храм мы увидим чуть позже, и примечателен от тем, что в нем крестили Александра Солженицына. В этой части города, изначально бывшей Солдатской слободе, хорошо сохранились постройки конца XIX - начала XX века. С владельцами некоторых из них связаны интересные истории. Вот, к примеру, дом братьев Владимира Ивановича и Николая Ивановича Бландовых (ул. Кольцова, 18).
Автор: Админ
Отставные кадровые офицеры после службы на флоте занялись предпринимательством - открыли предприятие по производству молочных продуктов. Дело пошло хорошо, продукция товарищества "Братьев В. и Н. Бландовых" отличалась высоким качеством и пользовалась спросом. В одной только Москве братья Бландовы открыли 59 магазинов, и еще более десятка отделении по всей России. Бландовские молочные продукты были удостоены "Гран-при" на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.
Автор: Админ
Помимо Вологды и Бийска, Кисловодск был выбран братьями, как одно из самых лучших мест в России, где можно получать отличное молоко для производства сыра, потому что местный коровы круглый год паслись на высокогорном разнотравье. Обосновавшись в Кисловодске, в 1902 году Бландовы построили свои дома с магазинами вблизи Базарной площади. И так сложилось, что именно отсюда пошло производство кефира в Москве. Дело было так. Николай Бландов знал, что местные карачаевцы готовят напиток на кефирных грибках, которые они называли "Пшеном Магомеда". И когда Всероссийское общество врачей обратилось к Бландову с просьбой организовать производство полезного напитка в Москве, он направил в карачаевский аул Байчоровых своего управляющего, местного жителя Александра Васильевича Васильева и восемнадцатилетнюю мастерицу молочного производства Ирину Макарову. Хозяин аула Бек-Мирза Байчоров доброжелательно встретил гостей, но в просьбе дать кефирные грибки отказал. На обратной дороге на посетителей напали всадники и выкрали Макарову. Оказалось, что Бек-Мирза решил взять её себе в жены. Его планам помешали блюстители порядка, прибывшие по жалобе Васильева. Байчорову грозил суд, но Макарова согласилась простить его за десять фунтов кефирных грибков. В результате состоявшейся сделки на московском предприятии Бландовых вскоре наладили производство высококачественного кефира. Продолжим нашу прогулку, свернув с улицы Кольцова в сторону парка и санаторных корпусов. Сразу за Никольским собором видим сохранившуюся дачу князя Дондукова-Корсакова. Когда-то и улица, на которой расположен дом, называлась Дондуковской. Сейчас в изящном доме с колонами разместилась одна из курортных клиник.
Автор: Админ
По соседству с дачей на большом участке у реки Ольховки расположился музей-усадьба художника Николая Ярошенко. В музее был санитарный день, поэтому нам оставалось довольствоваться щелью в заборе, чтобы взглянуть на сад и "Белую виллу".
Автор: Админ
Спорим, что все вы видели его картины? Наверно, самая известная - это "Всюду жизнь". Но чтобы поддержать тему Северного Кавказа, взгляните на другую его работу - "Шат-гора" (Эльбрус). Когда художник показал картину в Петербурге, зрители засомневались в реальности пейзажа, приняв его за фантастический. Картина Николая Ярошенко "Шат-Гора (Эльбрус)"
Автор: Админ
Последние 13 лет жизни Николай Александрович из-за туберкулеза провел в Кисловодске, на Белой вилле. Похоронен он у северной стены Свято-Никольского собора, где его друзьями и коллегами был установлен монумент-надгробие. По скрученным по склонам улочкам идем в сторону Ольховки. При желании можно заглянуть на территорию какого-нибудь санатория. Мне понравилась широкая лестница санатория "Крепость". При входе в санаторный парк стоит беседка, а отдыхающие раскачиваются на качелях под навесом, ведя беседы о процедурах под наблюдением расхаживающей взад-вперед бдительной дежурной сестры.
Автор: Админ
По тропинкам спускаемся в небольшой сквер с памятником Александру Сергеевичу, который дважды лечился кислыми водами - в 1820 и 1829 годы. Здесь же можно посидеть в одном из кафе.
Автор: Админ
Отсюда рукой подать до реки Ольховки и Зеркального пруда. Глядя на нынешнюю маловодную речку, сложно представить, что она может разливаться настолько, что потоки воды вырывают деревья с корнями и сносят все на своем пути. Сохранилось описание одного из таких наводнений, случившегося в Кисловодске в 1845 году, когда разбушевавшаяся Ольховка, объединившись с водами Березовки, снесла курортные строения вдоль берега, включая дачи, купальни, мостики, частные лавки и дома. В наш приезд Ольховка мирно журчала, сбегая по гладким камням.
Автор: Админ
Здесь же в Среднем курортном парке в XIX веке для отдыхающий устроили Зеркальный пруд, вода в который набирается из горного источника. Из-за постоянной температуры воды его еще называли Семиградусным.
Автор: Админ
В 1897 году на пруду построили беседку с разноцветными витражами, в нижней части которой установили абсолютно гладкий лоток. Стекающая по нему вода напоминает лист стекла, поэтому беседку стали называть "Стеклянная струя". Через Ольховку переброшен горбатый мостик, по которому можно пройти к подножию Сосновой (Романовской) горки. В начале прошлого века желающие попасть от Зеркального пруда на Сосновую горку переходили реку вброд. Так продолжалось до тех пор, пока одна из дам отказалась следовать этой курортной традиции. Кавалер на руках перенес ее на другой берег и пообещал построить мостик. Так, на Ольховке появился мостик "Дамский каприз", заканчивающийся каменным гротом. В сторону Ольховки и мостика смотрит грустный бронзовый Лермонтов.
Автор: Админ
Раньше он сидел на горе "Красное Солнышко", повернувшись лицом в сторону Эльбруса. Но через 3 года после установки памятника, его почему-то "спустили с вершин" и усадили между скамеек в Курортном парке. Теперь колени его затерты до блеска от частых телесных контактов с отдыхающими. От Ольховки, через мостик, по каменным ступеням (всего их 400) поднимаемся на Сосновую горку высотой 921 метр. Раньше её называли Тупой, затем Романовской. При Романовых вокруг горки высадили первые сосны, которые хорошо принялись, и теперь здесь разросся настоящий сосновый бор.
Автор: Админ
На вершине горки ветрено, просторно, дышится легко. Отсюда отрывается панорама на город и огромный курортный парк. Вдалеке видная верхняя станция канатной дороги, курортные здания и Никольский храм.
Автор: Админ
Сохранились фотографии прошлого века, на которых видная беседка на смотровой площадке Сосновой горки. Сейчас здесь тоже есть беседка, но она больше напоминает разбитый общественный туалет из самых глухих районов. В 2011 году на горке заложили камень на месте будущего памятника Сергею Есенину, побывавшему в Кисловодске в августе 1920 году вместе с Анатолием Мариенгофом. Как многие творческие люди того времени он приезжал на Кавказ и отдыхать, и работать. Из Кисловодска Есенин отправил письмо своей подруге Жене Лившиц: "Наблюдаю картину, как жеребенок мчится за поездом. Для кого-то эпизод ничего не значащий, а я вижу в этом, как старая милая деревянная Русь уступает место железной России". Так родились строки: "Милый, милый смешной дуралей, ну куда он, куда он гонится? Неужели не знает, что живых коней победила стальная конница". С Сосновой горки ведет тропинка в Курортный парк. Но мы пока спустимся вниз, чтобы еще немного погулять по городу. Я уже говорила, что в Кисловодске сохранились дачи, построенные в конце XIX - начале XX веков. О некоторых пока не нашлось информации, но посмотреть на эти дома все равно интересно. Вот, к примеру, дача крупного табачного фабриканта из Ростова-на-Дону Евстафия Герасимовича Кундури, расположенная на углу улиц Герцена и Шаляпина. Кундури стал одним из первых дачевладельцев Ребровой балки, и его "белая вилла", построенная в 1906 году по проекту архитектора Ходжаева, производила сильное впечатление на местных жителей и отдыхающих. В фешенебельной гостинице "Эльбрус", разместившейся здесь, почти весь 1917 год проживала Великая княгиня Мария Павловна Романова с сыновьями Борисом и Андреем.
Автор: Админ
После революции дача была национализирована, в ней разместили военно-курортную станцию. В годы Великой Отечественной войны, когда весь Кисловодск был одним большим госпиталем, здесь лечили раненых. В наши дни дача стала лечебным корпусом Центрального военного санатория. Поднимаясь вверх от привокзальной площади, мы приближаемся к основной курортной зоне Кисловодска. Район этот издавна зовётся "Ребровой балкой" в память об Алексее Федоровиче Реброве (помните, я рассказывала о самом старом сохранившемся здании в Кисловодске - доме Реброва, он же дом "княжны Мери"). Хотя сейчас здесь в основном санатории и пансионаты, построенные в 1930-1970 годы, до революции эта часть города выглядела вот так:
Автор: Админ
На пути от вокзала к Ребровой балке мы проходим мимо одной из самых известных кисловодских дач. Хотя за ней и закрепилось название "Дача Шаляпина", принадлежала она не певцу, а пятигорскому купцу Михаилу Ивановичу Ушакову, который предусмотрительно записал строение на имя своей жены Пелагеи Степановны, попечительницы реальных училищ Пятигорска, а сам выступал от её имени как "доверенное лицо" (заплати налоги - спи спокойно?). Кроме основного дома в 1903 году Ушаковы построили двухэтажный флигель для сдачи в наем курсовым. Проект дачи и флигеля подготовил первый Кисловодский архитектор Эммануил Багдасарович Ходжаев, с именем которого связано создание многих зданий в городе. В 1914 году Ушаковы продали усадьбу казачьему генералу Абрезову.
Автор: Админ
В разное время в усадьбе жили Прокофьев и Шаляпин, здесь бывали Рахманинов, Станиславский, Кшесинская. В советское время на даче размещались то коммунальные квартиры, то мастерские, то столовая, то склад белья. Наконец, в 1982 году приняли решение восстановить исторический облик здания и устроить в нем литературно-музыкальный музей "Дача Шаляпина". В музее хранятся книги, альбомы, грампластинки с записями звезд русской эстрады и мировой оперы начала XX века, старинные фотографии и открытки. Дача обставлена старинной мебелью, стены веранды покрыты росписью, а в одной из комнат стоит фортепиано фирмы "Шредер". В апреле 2016 года под елями у входа в дом появился памятник Шаляпину. На руках "царь-бас" держит любимую собаку - французского бульдога Бульку. Говорят, что Федор Иванович любил вот так же выйти на веранду и петь для обычных прохожих.
Автор: Админ
Неподалеку от "Дачи Шаляпина" восстанавливают другой дом, с которым связаны первые годы жизни Александра Исаевича Солженицына - "Дача Гориной". В доме Марии Захаровны Гориной, сестры матери маленького Саши, Солженицыны жили с 1920 по 1924 годы до своего отъезда в Ростов. Отец Александра Исаевича, ушедший добровольцем в 1914 году на русско-германский фронт, погиб в 1918 еще до рождения сына. Добраться до дачи Гориной в Бородинском переулке непросто, потому что стоит он на возвышенности, и дорожка со стороны вокзала к первому в России музею писателя еще протаптывается, но пока не стала тропой. И хотя подлинных вещей, имеющих отношение к писателю и его семье, в особняке не сохранилось, мы все равно захотели там побывать. Но увы, пришли не вовремя. Есть еще одно место в Кисловодске, связанное с Александром Исаевичем - Пантелеймоновская церковь, в которой его крестили.
Автор: Админ
Храм построили в 1906 году, и он оставался действующим вплоть до 1930-х, пока его не перестроили сначала в общежитие, а затем не отдали медучилищу. В 1965 году на этом участке решили возводить новый санаторий, и церковь снесли. С 2002 года на месте снесённого предшественника заново строят храм. По улицам Кисловодска можно еще долго ходить, узнавать все новые и новые истории, связанные с людьми и событиями, произошедшими здесь. Ведь писал Солженицын: "Наш город Кисловодск - конец рельсов и конец всякого света. За Кисловодском нет ничего, одни горы. И куда же дальше паровозу? Он со своими большими красными колесами отцепляется от вагонов, всходит на круг, а круг поворачивается медленно". Вот и мы ненадолго остановимся, развернемся, чтобы передохнуть перед новым походом. Продолжение следует. Все фотографии альбома Кисловодск: достопримечательности города и курортного парка Продолжение. Курортный парк в Кисловодске Начало. Прогулки по Кисловодску: Курортный бульвар и окрестности 2016-07-03
|
Реклама |