Один день в гостинице "Националь"
Гостиница "Националь" не только одна из самых фешенебельных и престижных гостиниц в Москве, но и памятник архитектуры с более чем столетней историей. С момента своего основания, "Националь" стал излюбленным местом пребывания самой взыскательной публики: политиков, театральных знаменитостей и даже членов императорской семьи. Наш рассказ о том, что сохранилось, а что изменилось в "Национале" с 1903 года.
Автор: Егор
До 1900 года на углу Моховой и Тверской улиц располагались каменные мучные лавки, меблированные комнаты и известный многим москвичам трактир "Балаклава", славившийся необычным оформлением. Кабинеты в трактире были декорированы под пещеры, что по тем временам было необычно и смело. В конце 1890-х годов этот участок земли выкупает Варваринское акционерное общество домовладельцев и принимает решение стоить первоклассную гостиницу. Заказ на новую гостиницу получил архитектор Александр Васильевич Иванов. К тому времени Иванов спроектировал более 60-ти домов в Санкт-Петербурге, откуда переехал в Москву. Среди своих коллег Иванов считался архитектором средних способностей, звезд с неба не хватал, но имел большой опыт в проектирование доходных домов и хорошо знал современную архитектуру Европы.
Автор: Админ
Отмечу, что почти в то же время, совсем рядом в Театральном проезде началось строительство другого грандиозного "культурно-досугового центра", включающего в себя гостиничный комплекс с ресторанами, художественными галереями, помещением для проведения спортивных состязаний и театральную сцену - "Метрополь".
Автор: Егор
Автор: Егор
Возглавлял начало строительства промышленник и меценат Савва Мамонтов. Поэтому перед заказчиком "Националя" стояла задача построить не просто первоклассную, а лучшую гостиницу. Ну, или хотя бы на уровне "Метрополя". Здание гостиницы "Националь" возводилось с применением новых строительных материалов - железобетона, облицовочного кирпича, гидроизоляционных материалов. Использовался целый комплекс современных технических новинок: электрическое освещение и вентиляция, внутренние телефоны для связи с гостиничной прислугой, система парового отопления, изготовленная на литейном заводе Сан-Галли. На верхние этажи постояльцев гостиницы поднимали 2 лифта, отдельный подъемник использовался для транспортировки товаров со склада. В подвале находились электродвигатель, склады, ледник и бойлерная. Многие номера были оборудованы ванными комнатами и ватерклозетами. В строительство были вложены огромные по тем временам средства - 1 миллион рублей. К своему открытию 29 декабря 1902 года "Националь" (или как её еще называли "Национальная") насчитывала 170 номеров и салонов. Уточню, что для постояльцев она была открыта через три дня, т.е. 1 января 1903 года. Самые дорогие и роскошно отделанные апартаменты были на 3 этаже гостиницы - номер 101 "Гостиная Людовика XVI" и номер 115 "Гостиная Людовика XV". Апартаменты предназначались для проживания высокопоставленных гостей: губернаторов, иностранных дипломатов и членов монархических семей Европы. В настоящее время эти номера называются просто - "Президентские люксы". А теперь за мной, други. Я проведу вас по коридорам и номерам "Националя". Начнем с главного входа в гостиницу. С 1905 года его украшает металлический козырек с грифонами, растяжками, вензелями и вывеской с датой открытия гостиницы - 1903 год.
Автор: Егор
Автор: Егор
Сохранилась фотография столетней давности, на которой хорошо виден козырек.
Автор: Админ
Через стеклянные двери главного входа мы попадаем в вестибюль гостиницы. Вестибюль не поражает грандиозными размерами, его скорее можно назвать камерным, компактным. После реставрации 1995 года он принял свой первоначальный вид. Мозаичный пол, дубовые резные панели дверей со стеклянными вставками, стены, декорированные белым мрамором и лепниной - все это создает впечатление роскоши и достоинства. Во время переделок 30-х годов вестибюль выглядел иначе: дубовые оконные рамы были заменены на алюминиевые переплеты, а первый этаж был выкрашен в густой свекольный цвет "под гранит". Как в начале ХХ века, в лифтовых проемах в вестибюле установлены фигуры атлантов.
Автор: Егор
Дверцы лифта и пространство над лифтовыми проёмами украшены металлическими узорами.
Автор: Егор
Автор: Егор
Но главная достопримечательность вестибюля - мраморная парадная лестница, имеющая уникальную для начала XX века конструкцию. Можно долго рассматривать позолоченные лепные детали и металлические ограждения. Как и в дизайне лифтового пространства, в рисунке ограждений и лепнины лестницы повторяется растительный орнамент.
Автор: Егор
Автор: Егор
Автор: Егор
Каждое окно на лестничном пролете украшено уникальными витражами. Через окна виден внутренний корпус отеля, где номера дешевле. После реставрации, когда было решено сделать стеклянный атриум, там же разместился внутренний дворик и кафе.
Автор: Егор
Автор: Егор
В коридорах висят бронзовые люстры. Часть из них восстановлена по сохранившимся чертежам.
Автор: Егор
На стенах коридора вывешены картины современных художников. При желании любую из них можно купить.
Автор: Егор
Здесь же портреты знаменитых постояльцев "Националя". В разные годы в гостинице останавливались Анатоль Франс, Герберт Уэллс, Уинстон Черчилль, Кофи Аннан, Хавьер Солана, шведская принцесса Бригитта, принц Майкл Кентский, Пласидо Доминго, Мирей Матье, Пьер Ришар и многие-многие другие, чьи портреты висят в галерее на 2 этаже гостиницы. Дополняет портретную галерею экспозиция исторических фотографий гостиницы.
Автор: Егор
Автор: Егор
Идите за мной на 3 этаж, заглянем в номер 101. Это та самая "Гостиная Людовика XVI". В номер класса люкс ведет остекленная двустворчатая дверь:
Автор: Егор
В 1903 году апартаменты были обставлены роскошной мебелью из красного дерева, но увы, ничего из этого не сохранилось. Вся историческая обстановка была утеряна, когда в марте 1918 года "Националь" стал Первым Домом Советов - общежитием для функционеров и чиновников новой власти. Номер 101 был зарегистрирован за Феликсом Дзержинским. От прежнего интерьера здесь сохранился только беломраморный камин. В начале 1930-х годов "Националю" вновь возвращают статус гостиницы. В здании провели капитальный ремонт и пополнили обстановку мебелью и предметами интерьера из "расформированных" дворянских усадеб, Аничкова и Царскосельского дворцов. С тех пор возрожденный "Националь" стал представлять собой своего рода гостиницу-музей, в котором собраны уникальные предметы мебели, музыкальные инструменты, живопись и произведения декоративно-прикладного искусства. К сожалению, точно неизвестно какие предметы откуда, но подобраны они со вкусом. Например, в 101 номере зеркало XVIII века в раме из мейсенского фарфора прекрасно сочетается с люстрой начала ХХ века.
Автор: Егор
Автор: Егор
Автор: Егор
Автор: Егор
В дополнение - фарфоровые часы в гостиной.
Автор: Егор
Автор: Егор
Вторая комната номера - небольшая спальня.
Автор: Егор
Заглянем в двухкомнатный номер 107. Как и в 101 номере, окна гостиной и спальни выходят на кремль. Обе комнаты выдержаны в приглушенных синих тонах. Картина над изголовьем кровати относится к XIX веку. Несколько дней в марте 1918 года в двухкомнатном номере 107 проживал Ленин с Крупской и сестрой Марией Ульяновой.
Автор: Егор
Автор: Егор
Спустимся на 2 этаж, чтобы заглянуть в ресторан "Московский". Зал оформлен в стилистике 30-х годов: роспись на потолке, тяжелые гардины, медные люстры. Из окна ресторана видна гостиница "Москва". По легенде, именно в ресторане "Националя" художник Андрей Иогансон придумал этикетку водки "Столичная", на которой изображена гостиница "Москва" как раз под тем ракурсом, который увидел художник из-за своего столика.
Автор: Егор
Автор: Егор
В том же стиле выдержан соседний зал "Суздаль", из окон которого открывается вид на Манежную площадь и Кремль.
Автор: Егор
Гораздо интереснее оформлен соседний зал. В 1930-е годы в нем планировали разместить детское кафе, поэтому оформители потолка использовали сюжет далёкий от классического: здесь и петушок на палочке, и шарики, и бумажные птички, вертушки, мороженое и прочая атрибутика счастливого детства.
Автор: Егор
Автор: Егор
Автор: Егор
Выйдем из гостиницы и посмотрим на неё со стороны Манежной площади, откуда на угловой закругленной части здания хорошо просматривается майоликовое панно. Панно изготовлено в середине 30-х годов по эскизам художника Ф.И. Рерберга на керамическом заводе "Абрамцево". Трактор, доменные печи, вышки электропередач, заводские трубы, по мнению идеологов советского искусства 1930-х годов лучше отражали дух времени, чем первоначальный античный сюжет. Прежнее панно "Аполлон и музы" было выполнено на Московском Бутырском керамическом заводе Саввы Мамонтова "Абрамцево" по сюжету Павла Кузнецова, который после переработали художники Сергей Чехонин и Александр Головин.
Автор: Егор
Маленькие панно на фронтоне остались без изменений с момента своего появления.
Автор: Егор
На этом раскланиваюсь, но сдаю адреса и явки. Как вы могли догадаться, в "Националь" вот так с улицы не пустят. Ну, разве что только кофе в кафе выпить, что тоже неплохо. А вот пройтись по этажам вы сможете, записавшись на экскурсию на сайте Выход в город 2014-04-28
|
Реклама |