ПользовательАдминПоследние сообщения
|
Выставка Даши Намдакова: «Кочевник. Между небом и землей»
Автор: Админ
В Историческом музее Москвы проходит выставка бурятского скульптора Даши Намдакова, чей талант признан во всем мире. Его монументальные скульптуры украшают города России, Казахстана и Великобритании. Персональные выставки графики, скульптур и ювелирных произведений проводят в Эрмитаже и ГИМе. В мае мы побывали в Новом зале Исторического Государственного музея на выставке "Кочевник. Между небом и землей" и делимся своими впечатлениями.
Автор: Админ
Чтобы подчеркнуть преемственность традициям древних мастеров, близость теме древнего мира и архаических скифских образов в творчестве Даши Намдакова, организаторы выставки объединили показ современных работ с археологическими находками из собраний Московского государственного исторического и Иркутского краеведческого музеев. Поэтому не удивляйтесь, увидев на соседних витринах череп медведя, который использовал в своих ритуалах шаман, и миниатюру из серебра "Череп", созданную в 2005 году. Ведь череп занимает особое место в культуре кочевников, и особенно, в шаманизме как вере в духов предков - именно в черепе находится вместилище духа. "Череп", 2005 г.
Автор: Админ
Рядом с древней скульптурой всадника, найденной на раскопках в Сибири, выставлен современный "Конь Моде", внешне напоминающий артефакт из могильника, относящегося к культуре древних государств Центральной Азии. Скульптор нарочито подчеркивает "древность" образа легендарного коня, имитируя окисление меди, разорванную уздечку и обломанные конечности. "Конь Модэ", 2004 г.
Автор: Админ
О Модэ слагают стихи и песни. Легендарный предводитель народа хунну, воин-всадник, для которого конь был другом, и которым он пожертвовал ради власти. По легенде, отец хотел отдать Модэ - старшего и нелюбимого сына, заложником враждующему племени. Предугадав намерение отца, он убил своего стражника и бежал, чем снискал уважение среди соплеменников. Отцу пришлось поставить Модэ во главе одного из уделов государства, а со временем он сверг и отца. Обращение к легендам народов Великой степи не случайно. Даши Намдаков родился в бурятском селе Укурик в праздник удачливого солнца, поэтому буддийские ламы дали мальчику тибетское имя Даши-Нима (Даши - это "удача", Нима - "солнце"). По линии отца семья Даши принадлежит к древнему роду кузнецов-дарханов, а по линии матери было много лам. Дарханы - это целая каста, и даже шаманы боялись переходить им дорогу, потому что те работали с огнем - священным символом избранности. При Чингисхане "дархатэ" запрещали убивать, наоборот, их отовсюду собирали, чтобы они обменивались своими знаниями и умениями. Кузнецы-дарханы могли делать все - предметы культа, стрелы, украшения, музыкальные инструменты, чаши для еды. Даши поделился с журналистами своим разговором с шаманом, который объяснил ему: "Все, что ты творишь своими руками, не твоя заслуга. Это заслуга твоих предков. Через тебя они решили донести до людей искусство. Ты же просто звено, которое служит для передачи информации из мира духовного в мир земной". Эта мысль прослеживается во всем творчестве художника. "Танец шамана", 2001 г.
Автор: Админ
До семи лет Даши-Нима не говорил по-русски. Русский язык он начал учить только в школе, где из своих школьных учителей выделял Николая Фасовича Кряжева, под влиянием которого он полюбил литературу и поэзию. "Для художника важно не только научиться рисовать или лепить, нужно, чтоб мозги правильно работали", - говорит Даши. До поступления в институт, работал в мастерской бурятского скульптора Геннадия Георгиевича Васильева в Улан-Удэ. С 1988 года, поступив в Красноярский государственный художественный институт, учился у художников и скульпторов Льва Николаевича Головницкого, приехавшего преподавать в Сибирь из Ленинграда, и Юрия Павловича Ишханова. Окончив институт экстерном, Даши вернулся в Улан-Удэ. Творческий путь Даши был непростым, ему предстояло многому научиться, прежде чем мир узнал о самобытном бурятском скульпторе. В 1990-х годах, когда зарабатывать на искусстве было совершенно невозможно, он открыл маленькую ювелирную мастерскую в Улан-Удэ, где попутно с ювелирным ремонтом и прочей не творческой работой, начал делать первые скульптуры из бронзы. В этом ему помогала жена, которая отдавала на покупку бронзы часть своей зарплаты. Первая персональная выставка Даши Намдакова прошла в Иркутске в 2000 году. Уже тогда и специалисты, и посетители выставки отмечали, что все работы скульптора имеют ярко выраженный уникальный стиль, в основе которого элементы национальной культуры, традиции Центральной Азии, буддийские мотивы. "Мне важно, чтобы в моих работах обязательно присутствовало что-то бурятское. Я представитель маленького народа, и мне очень важно, чтобы о нас знали, чтобы нами интересовались", - говорит в интервью скульптор. "Всадник", 2000 г.
Автор: Админ
Автор: Админ
=photo9569=
Автор: Админ
В 2004 году Даши Намдаков переехал в Москву. Кроме московской мастерской, у него есть мастерская в Италии, в маленькой деревне Пьетра Санта, где несколько веков назад творил Микеланджело, а сейчас работают лучшие в мире специалисты по литью. По словам скульптора, когда ему становится скучно в Италии, он едет в Москву или Лондон, где у него тоже есть огромная мастерская, а теперь еще и ювелирный магазин. Прежде чем открыть свою первую настоящую ювелирную мастерскую в Москве, Даши Намдаков изучал технику мастеров древности, и отмечал, что многие сохранившиеся до сегодняшнего дня украшения не просто прекрасны, но и сложны в исполнении. Древние золотые украшения из собраний Иркутского краеведческого музея и ГИМ.
Автор: Админ
Автор: Админ
Бронзовое зеркало, VII-IX в., Минусинская котловина
Автор: Админ
Хотя созданные им ювелирные украшения есть, к примеру, у Умы Турман, мастер сетует, что с ювелирной темой все непросто: большинство потенциальных заказчиков ориентированы на бренды вроде Тиффани и Булгари, а украшения Даши не уживаются в рамках подобных брендов. Но взгляните на вещи, созданные им. Разве они не удивительны? Кстати, сам мастер носит единственное украшение - серебряное кольцо, сделанное его братом. Браслет "Спираль"
Автор: Админ
Браслет "Дикая степь"
Автор: Админ
Браслет "Гаруда"
Автор: Админ
Со скульптурами дела обстоят гораздо лучше - поступает много предложений по выставкам со всех концов света. Скульптуры мастера находятся в частных коллекциях Владимира Путина ("Стихия"), Минтимера Шаймиева ("Всадник"), Романа Абрамовича ("Вечер", "Старый воин"), телеведущего Бориса Ноткина ("Монах"), Юрия Лужкова, российской певицы Аниты Цой, кантри-музыканта Вилли Нельсона, а также в частных собраниях в Германии, Франции, Бельгии, Швейцарии, Финляндии, Японии, США, Тайване. Картина и скульптура "Вечер"
Автор: Админ
Автор: Админ
"Стихия", 1999 г.
Автор: Админ
Автор: Админ
Одна из последних работ Даши Намдакова "Мадонна с птичкой" не случайно установлена в центре выставочного зала. Окруженная другими скульптурами, возвышаясь на красном, как раскрывшийся бутон степного мака, постаменте, обнаженная дева с птичкой на груди символизирует кочевницу, живущую в гармонии с окружающей ее природой, оберегающей всё живое. "Мадонна с птичкой"
Автор: Админ
Автор: Админ
Автор: Админ
Рядом с "Мадонной" выставлены другие скульптуры женских образов - девушка с сундучком на коне и воинственная амазонка. Сюжет скульптурной композиции "Богатая невеста" заимствован из традиционной жизни кочевников. Юная степнячка, наполненная радостью ожидания встречи, переезжает в юрту жениха. Повернув головку, она, явно довольная своим приданым, посматривает на сундучок, прикрепленный на крупе маленькой коренастой лошадки. Чувствуя настроение хозяйки, лошадка, пританцовывает на ходу, задрав голову в небо. "Богатая невеста", 1998 г.
Автор: Админ
Автор: Админ
К возникновению "Амазонки" автора подтолкнула история кочевников-саков, обитавших в казахстанских и уральских степях в VI-V веках до н.э., и образ предводительницы степных воительниц царицы Томирис, под предводительством которой разрозненные племена объединились и образовали одно из первых государств на территории Казахстана. Томирис прославилась своими ратными подвигами и хитроумной стратегией, позволившей ей одержать победу над могущественным персидским царем Киром. По легенде царица была так же прекрасна, как и воинственна: после гибели Кира в проигранном им сражении, Томирис приказала бросить его голову в бурдюк, наполненный человеческой кровью. "Амазонка"
Автор: Админ
Автор: Админ
К образу царицы Томирис Даши Намдаков обратился и при создании своей первой монументальной скульптуры "Ханшаим" (царица) (второе название "Жер-ана" (Земля-мать), установленной в 2008 году в Казахстане к юбилею Астаны: огромный бык с семиметровыми изогнутыми рогами, на спине которого трон с двумя барсами, держащими в пасти меч, и сакская царица Томирис. (фото с официального сайта Даши Намдакова)
Автор: Админ
В 2010 году в Горной Шории (Кемеровская область) был установлен монумент "Золотая Шория" (другое название "Хозяйка тайги"). Скульптура высотой 6 метров, изображающая могучего лося с девушкой на спине. Лось - это мифический предок-тотем, которому многие века поклонялись жители тайги. Плоскости огромных раскидистых рогов испещрены рисунками, сродни петроглифам, в которых угадываются древние магические знаки. Чаша в руках девушки символизирует добросердечное приветствие и одновременно связь настоящего Горной Шории с ее далеким прошлым.
Автор: Админ
В 2012 году у Лондонского городского совета Вестминстера рядом с Мраморной аркой в рамках проходящего в городе фестиваля "Город скульптур" была установлена пятиметровая конная статуя "Чингисхан". В тот год отмечалось 850-летие со дня рождения легендарного завоевателя, и установка монумента вызвало немало споров о том, возможно ли, чтобы Чингисхан появился в Лондоне. Но искусство победило, статуя простояла на этом месте до сентября 2012 года, после чего отправилась по другим городам мира.
Автор: Админ
Этим летом в Бурятии во дворе Иволгинского дацана Даши Намдаков планирует установить еще одну монументальную скульптуру "Маленький Будда" - ребенок, беззаботно спящий в гриве льва - хранителя религии. Скульптура создавалась на премию, полученную от правительства России. В одном из интервью Даши сказал: "Я не считаю себя человеком большого города и вообще этой цивилизации. По большому счету я и не боец. Я - лепесток, который куда-то несет. Порой не понимаю - куда, зачем? Но не сопротивляюсь. Это же любопытно - что там меня ждет. Художники - любопытный народ". Так, неожиданно для себя Даши Намдаков стал художником-постановщиком фильма "Монгол" Сергея Бодрова-старшего. Вначале Даши хотел отказаться, потому что для бурятов тема Чингисхана запретная, это священное табу, которое он не хотелось нарушать. Но подумав, что если откажется, и этой работой займется другой художник, результат может быть неожиданным - тот, другой, хуже передаст образ завоевателя на экране. В результате, мастер в течение 2-х лет создавал костюмы для героев фильма. На выставке стены зала, символизирующие дом кочевника - юрту, были завешаны фотопанно с кадрами из фильма "Монгол". Это создавало ощущения, что зритель попал в пространство необъятной степи, где пасется табун лошадей, над которыми распахнуто огромное синее небо с тяжелыми белыми облаками, где огненное солнце садится за горизонт, порождая яркие багровые закаты, зимняя стужа сменяется степной весной с алеющими маками и тюльпанами. Кадрами из фильма "Монгол"
Автор: Админ
"Чингисхан"
Автор: Админ
Сейчас у Даши Намдакова много предложений и из Европы, и из Азии. К примеру, в Китае обещают создать все условия, кафедру, институт в любом городе. Но мастер не спешит, рассуждая, что в современном мире, где искусство - миллиардный бизнес, в котором умельцы проталкивают псевдоискусство и даже профессионалы не понимают, что происходит, нужно быть достаточно сильным и уверенным в себе человеком, чтобы не поддаться влиянию псевдоценностей.
Автор: Админ
Силы для творчества Даши черпает у себя на родине. Четыре раза в году он обязательно приезжает в родное село Укурик на родовые обряды. Для него это очень важно. "Я делаю вещи, отдаю им энергию - и дальше они живут своей жизнью. Тратить больше энергии, скучать, любить, жалеть я не буду. Не стану даже интересоваться их судьбой. За это я тоже благодарен буддизму. Мне важен процесс. Я выложился - и все, забыл". Клеймо мастера
Автор: Админ
2014-06-02
|
Реклама |