Памятнику «Рабочий и колхозница» – 85 лет. Скульптурная композиция предназначалась для украшения павильона СССР на Всемирной выставке в Париже, а после стала одним из самых узнаваемых монументов Страны Советов. Корреспондент «МИР 24» Андрей Еганов окунулся в историю.
Даже самые популярные киноактеры не могут похвастаться таким количеством картин. Символом студии Мосфильм «Рабочий и колхозница» стали в 1947-м году. Неразлучная пара появилась в заставке к музыкальной комедии Григория Александрова «Весна». К тому времени монумент уже 10 лет был известен во всем мире.
Это был самый удивительный экспонат Всемирной выставки в Париже 1937 года. Рост грандиозной пары достигал 25 метров. Постамент – еще 35. Рабочий и колхозница почти волшебным образом меняли свой цвет в зависимости от освещения. На восходе они были розовыми, днем – серебристыми, а на закате – золотыми.
«Монумент был сделан из стали, что было оригинально для своего времени. Планировалось, что сталь, играющая на солнце, и эти отражения в Париже должны затмить Эйфелеву башню», – рассказал руководитель пресс-службы Всероссийской выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ) Александр Жестков.
Французы даже объявили сбор денег, чтобы выкупить статую и оставить ее себе. Но советское правительство ответило категорическим отказом. Идею и концепцию павильона предложил Борис Иофан, любимый архитектор Сталина. Его другие знаменитые проекты – это высотка МГУ и так и не состоявшийся Дворец Советов. Автором композиции стала Вера Мухина.
«По воспоминаниям папы, они сидели под замком в прямом смысле, как в шарашке. Нельзя было никуда выходить, потому что надо было сделать спецгосзадание. Их не выпускали, на казарменном положении. И он вспоминал, как Мухина их опекала, пирожные им приносила. Наверное, не только пирожные», – поделился кандидат исторических наук Борис Морозов.
Отец Бориса Морозова Николай Морозов был одним из тех, кто работал над конструкцией монумента в Москве и монтировал его в Париже. О лаврах победителей молодые инженеры тогда не думали. Любая ошибка могла стоить жизни.
«Вот ночью приехал Сталин. Он это помнит. Без предупреждений, посмотрел и одобрил. Это было самое главное тогда», – рассказал Борис Морозов.
По возвращению из Франции выяснилось, что почти все детали статуи повреждены. Полгода монумент пересобирали, а затем разместили на уже привычном месте – у входа на ВДНХ. Следующее преображение состоялось уже в XXI веке, с 2003-го по 2009-й год. На масштабную реставрацию потратили свыше 45 млн долларов. Героев композиции водрузили на новый постамент, а их вес увеличился почти до 200 тонн.
Сегодня «Рабочего и колхозницу» продолжают возводить в разных уголках России. Уменьшенные копии установлены в Верхней Пышме Свердловской области и Бикине Хабаровского края, что на границе с Китаем.
Еще одну версию легендарного монумента недавно создали на его исторической Родине – в Москве. «Рабочий и колхозница» убавили в росте, слегка отдалились друг от друга и получили новые черты лица. Копию задумали еще в 2020-м году. Однако из-за пандемии свое место композиция заняла только сейчас. По словам городских чиновников, с такой инициативой выступили сами жители окрестных домов.
«Идея заключалась в том, чтобы создать парк советских скульптур. Мы идею поддержали. Жители сделали макеты, и мы их приняли к исполнению», – рассказала заместитель главы управы района Сокольники Ирина Ганцель.
Получится ли у этой версии монумента оттянуть хотя бы часть почитателей оригинала, сказать пока сложно. Все на той же выставке во Франции еще 85 лет назад парижская пресса писала, что «Рабочий и колхозница» – это высшее достижение скульптуры XX века. А сам Пабло Пикассо восхищался и вдохновлялся советским символом.
В честь юбилея монумента сегодня вечером для всех желающих около памятника проведут тематическую экскурсию и лекцию об истории его создания.
2022-05-25
|