В Петербурге увековечат память об Анне Зеленовой. Первому директору Павловского музея-заповедника поставят памятник.
Ей было 28 лет, когда в начале войны на плечи легла тяжёлая ноша по эвакуации экспонатов, а потом она руководила восстановлением Павловского дворца. Годы жизни, отданные любимой работе, годы честной беззаветной службы. Но признания Анна Ивановна так и не дождалась.
Почему была фактически уволена? И за что ей благодарны все последующие поколения музейщиков? Корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Наталья Медведева выяснила.
Павловск - это не только дворцовые коридоры и императорские покои. Ценные экспонаты есть и в административном корпусе. Здесь находится кабинет Анны Ивановны Зеленовой - легендарного директора музея-заповедника.
Скромный и сдержанный, под стать аскетичной хозяйке. За этим столом, за которым как утверждают музейщики, сидел сам Николай Романов, она писала труды по реставрации интерьеров и заметки об экспонатах - всё от руки. Также очки и пачка «Беломора» - послевоенная привычка. А в шкафу – слёзы Павловска. Так Зеленова называла куски расплавленного свинца, который стекал с кровли сожженного дворца в феврале 44-го.
Таким его увидела Анна Ивановна после оккупации. Дворец горел десять дней. Огонь уничтожил историческую отделку, фрески и мраморные камины – всё, что не удалось эвакуировать или спрятать.
И вот в феврале 2022-го бронзовая Анна Зеленова вновь смотрит на Павловск, воссозданный её усилиями. Директору музея-заповедника будет установлен памятник - первый в стране в честь музейщика. Пока же еще не установка, только примерка.
Автор идеи памятника Анне Зеленовой - скульптор Владимир Горевой. Но завершить работу он не успел. Мастера не стало 2019-м. Труд продолжили его ученики. Увеличили авторскую модель до реальных размеров. Установили восковую статую на временный постамент. Затем разобрали как конструктор и по частям перевезли её в литейную мастерскую.
28-летнему директору руководить эвакуацией было крайне непросто. Ящиков для перевозки не хватало. Сотрудники разбирали заборы у хозяйственных построек, а затем и деревянные перегородки в служебных флигелях. Сложнее всего было спасти скульптуры. Старая Сильвия в Павловском парке или «Двенадцать дорожек». Рядом с каждой бронзовые статуи 18-го века. Вывезти их было невозможно, решили захоронить.
После войны Зеленова восстанавливала Павловск из руин. В парке заново высаживали деревья. Экспонаты собирали по частям, перебирая завалы.
«Здесь бились за подлинность. За всё, что можно воссоздать, чтобы это был аутентичный и подлинный памятник, каким он сохранился до войны. Павловск - это цельно произведение. Одной эпохи. Без всяких исторических наслоений», - рассказала директор Государственного музея-заповедника «Павловск» Вера Дементьева.
За 65 лет дворец фактически был восстановлен. Однако в том же году Зеленову отстранили от должности директора.
«Это партийное решение было. И было задумано очередным директором поставить человека из обкома партии. Они говорили: вам уже пора. Ей предлагали уйти по собственному желанию. А затем просто уволили в связи с переходом на пенсию», - рассказала учёный секретарь музея-заповедника «Павловск» Людмила Коваль.
Про неё говорят - она служила Апполону. Преданная искусству, реставрации и Павловску, ушла из жизни через год после увольнения. Для современников и последователей Зеленова - не директор, душа Павловска. Анна Ивановна разработала уникальную методику реставрации, которую потом применяли во всех разрушенных пригородных дворцах-музея Ленинграда.
Памятник ей установят весной в сквере рядом парком. Она любила задерживается там по дороге на работу и смотреть на дворец. Скульпторам осталось доделать постамент, а музейщикам придумать, что на нём написать : Анна Зеленова - директор, реставратор, искусствовед?
Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»
2022-03-17
|