На перегоне МЦК от станции «Панфиловская» до «Стрешнево» из окна «Ласточки» неподалеку от полотна можно увидеть несколько красно-белых построек в стиле традиционной железнодорожной архитектуры: вокзал, станционной дом с колоннами, две будки, ещё какое-то сооружение. Под фронтоном центрального здания — надпись шрифтом модерн: «Серебряный бор».
Первая мысль: что она здесь делает, неподалёку от Волоколамского шоссе? Ведь до Серебряного бора — километров пять. Все вопросы снял координатор движения «Архнадзор» Юрий Егоров, автор готовящейся к изданию книги об истории МКЖД.
В здешней роще водилась дичь
— Это станция старой Московской кольцевой железной дороги, которая была открыта в 1908 году и проработала больше века, до 2010 года. Когда началась реконструкция «железки» и её преобразование в МЦК, станция «Серебряный бор» была закрыта, — говорит он. – Откуда такое название? 110 лет назад, когда строилась Московская окружная, люди еще хорошо помнили, что во времена Екатерины Второй Серебряным бором называли Большую Всехсвятскую рощу.
Эта роща находилась между селом Всехсвятским, Ходынским полем, деревней Щукино и селом Покровское-Стрешнево. Просуществовала она до 30-х годов ХХ века, когда на её месте был построен посёлок Сокол. В этой роще росли преимущественно сосны, водилась дичь.
В самом начале ХХ века построили железную дорогу, а рядом дачный поселок. И станция, и посёлок получили название «Всехсвятский Серебряный бор». К началу 30-х годов слово «всехсвятский» по понятным причинам убрали. Так и осталась станция «Серебряным бором». А посёлок переименовали в Покровское-Стрешнево.
«Серебряный бор» — самая первая станция старой Московской кольцевой железной дороги. Её начали строить в 1903 году. Именно здесь 19 июля 1908 года состоялась торжественная церемония открытия всего Московского кольца. Один поезд с нарядно одетыми гостями приехал со стороны Шелепихи, другой – со стороны Окружной. Митрополит Московский и Коломенский Владимир освятил путь и паровоз «Ов–1007». Их ещё называли «овечками». Они возили пассажиров Московской кольцевой до начала 30-х годов. Затем пассажирское движение было свернуто, и дорога превратилась в товарную.
Казарма для рабочих – чуть поодаль
В октябре прошлого, 2016 года, когда вместо давно забытых «овечек» начали курсировать стремительные «ласточки», Департамент культурного наследия присвоил станции «Серебряный бор» официальный статус памятника истории и культуры.
Однако в реестр объектов исторического наследия вошли не все сохранившиеся здания станции, а только пять. Это сам вокзал, две будки центрального управления стрелками и сигналами – западная и восточная, туалет, а также казарма для путевых рабочих — она стоит чуть поодаль, на улице Панфилова, 6Б.
Двум другим постройкам – красивому с колоннами дому коменданта и багажному отделению — в историческом статусе отказано. Слишком там было много переделок, и перестроек.
Вокзал на станции Серебряный бор – типовой. Внутри размещались зал ожидания (общий для пассажиров всех трех классов), касса, контора начальника станции и телеграф. Кресла в зале ожидания были из дуба. На стене висели часы фирмы «Павел Буре» с двумя парами стрелок. Чёрные показывали петербургское время, а красные – московское.
Дело в том, что до 1917 года системы часовых поясов в России не было, и города жили по местному солнечному времени. Оно рассчитывалось по формуле: время по Гринвичу + географическая долгота. Эту долготу пересчитывали из расчёта 15 градусов – 1 час. Поскольку Москва на 7 градусов долготы восточнее Петербурга, то и время у нас опережало питерское почти на полчаса.
О прибытии и отправлении поезда извещал станционный колокол.
Небольшой домик рядом с вокзалом (два маленьких окошка выше человеческого роста) – – это туалет. Отхожее место отапливалось, внутри сохранилось место, где стояла печь.
Кстати, водопровод и канализация были на всех станциях МКЖД. Система действовала автономно — по всей 54-километровой окружности.
Как переводились стрелки
Справа и слева от здания станции сохранились две двухэтажных башенки с широкими окнами и круговым балконом-галереей.
— Это будки управления стрелками и сигналами. Второй этаж нужен был для того, чтобы дежурный мог видеть сразу все станционные пути. А большие окна и балкон — чтобы наблюдать за положением стрелок и вовремя заметить приближающийся к станции поезд, — говорит Юрий Егоров.
Внутри будки находился аппарат управления стрелками. Пневматики тогда еще не было, поэтому работала система рычагов со шкивами. Они были соединены со стрелками длинными стальными тросами. Поворачиваешь шкив – и стрелка переводится в нужное положение…
Этот же архитектор строил ГУМ
Историческим постройкам на станции Серебряный бор без малого 110 лет. По указанию императора Николая II их, как и остальные 13 станций МКЖД, строил архитектор Александр Никанорович Померанцев. Он, кстати, автор проекта Верхних торговых рядов — нынешнего ГУМа.
Сложные окна, фигурные кронштейны и ограждения, игра красной кирпичной кладки и белых декоративных деталей – все это модерн с элементами русского стиля. Вот почему станционные постройки МКЖД отчасти похожи на сказочные терема.
2017-02-02
|