Герой Советского Союза Никита Карацупа – не тюменец, но пограничник, которым гордятся все, кто когда-либо надевал зеленую фуражку. За 20 лет службы на Дальнем Востоке он задержал 338 нарушителей границы и уничтожил 129 диверсантов, которые отказались сложить оружие. У Никиты Карацупы было несколько служебных собак, и всех он называл Индусами. Интересно, что первый Индус был не овчаркой, а местной дворняжкой. В своем сквере, в свой праздник тюменские пограничники открыли Никите Карацупе и его верному псу памятник.
«Вы достойно служили нашей стране и продолжаете служить ей, уйдя в запас, – отметил на митинге Герой России и депутат областной думы Владимир Шарпатов. – Плохо, что здесь не присутствуют наши враги. Они бы увидели, кто защищает Родину и едва ли посмели соваться через нашу границу».
Член правления регионального объединения «Защита Отечества», ветеран боевых действий в Афганистане Игорь Сапрыкин от имени руководителя объединения Николая Брыкина подчеркнул, что пограничники всегда находятся на переднем рубеже защиты Родины, и со времен Великой Отечественной войны их характер ничуть не изменился. Игорь Сапрыкин также добавил, что вслед за памятником Герою Советского Союза Никите Карацупе в сквере Пограничников появится еще один памятник – боевой вертолет МИ-24. Он уже находится в Тюмени, сейчас его собирают на базе «ЮТэйр» в Плеханово.
Особым вниманием собравшиеся в сквере Пограничников почтили ныне здравствующего ветерана войны, пограничника Александра Семеновича Владыкина. Несмотря на преклонный возраст, ветеран отлично выглядит и сохраняет боевой дух. С ним многие хотели сфотографироваться.
Александр Семенович родом из Оренбургской области. Был призван в действующую армию в октябре 1943 года, когда ему еще не исполнилось 18 лет. Готовили в учебной части до мая 1944 года на минометчика, попал же в погранвойска.
«В Великих Луках попали под бомбежку, – рассказал «Вслух.ру» ветеран войны. – Самолеты бомбили железнодорожную станцию, а наш поезд до станции еще не доехал, но и нам досталось. Из-за этой бомбежки железнодорожники что-то там напутали, и нас, молодых пограничников, которые еще на фронте-то не были, отправили вместо штрафников. Высадились на станции Забелино. Помню, мы выходим из вагона, а нас так грубо встречают военные в телогрейках с автоматами, у каждого еще по парочке гранат. «А ну быстрее!» – и нас подталкивают. На опушке леса построили, рядом оцепление. Офицеры говорят нам, что завтра утром вас помоют в бане, а вечерком с музыкой в окопы. А там каждая пядь земли немцами пристреляна. Нас еще спрашивали: «А что это вы все молодые? Что вы такого натворили?» Разместили в землянках, а утром поднимают чуть ли не пинками, дали булку хлеба на десятерых человек, каждому еще по столовой ложке сахара".
Потом, конечно, разобрались. Войну Александр Владыкин закончил в Прибалтике. Потом его часть переправили на Дальний Восток воевать с японцами. Однако к тому времени Вторая мировая уже закончилась. Так он остался в погранвойсках. Закончил службу в должности командира заставы, будучи уже в Карелии, и был уволен в запас по состоянию здоровья. Переехал в Тюмень и проработал до пенсии на судостроительном заводе. Последняя его должность на гражданке – начальник режимно-секретной службы.
2016-06-07
|