Фото: ИТАР-ТАСС
В Москве предлагают восстановить музей пассажирского транспорта, сообщила М24.ru координатор фонда "Городские проекты" Ирина Правниченко. Фонд направил в ГУП "Мосгортранс" письмо (есть в распоряжении М24.ru) с предложением выделить площадку для размещения экспозиции музея. Общественники предлагают воссоздать его на территории 4-го троллейбусного парка на Лесной улице в центре Москвы - самого первого в городе. Если предложение будет принято, москвичи смогут не только потрогать троллейбусы и трамваи XIX - начала XX века, но даже прокатиться в них.
По словам Правниченко, коллекция музея пассажирского транспорта Москвы – одна из крупнейших в мире. Она насчитывает больше сотни трамваев, троллейбусов, автобусов и спецтехники. Гордость музея – коллекция трамваев. В ней представлены абсолютно все модели подвижного состава, которые когда-либо выходили в рейс в столице. Самый старый экспонат – конка 1874 года – это вагон, который по рельсам тянули лошади.
Предполагается, что музей будет интерактивным. "Мы хотим, чтобы в троллейбусы и трамваи можно было зайти, посидеть, сфотографироваться, на чем-то даже прокатиться", - пояснила Ирина Правниченко.
По ее словам, впервые музей общественного транспорта открылся в 1999 году на территории Бауманского трамвайного депо, однако он просуществовал всего два года. "В 2001 Юрий Лужков его выселил, и там начали строить монорельс", - напомнила Правниченко.
С тех пор музей существует только как юридическое лицо, экспозиции как таковой нет, а экспонаты хранятся на территории трамвайно-ремонтного завода и в различных депо. "Из-за отсутствия специально выделенной площадки и неприемлемых условий хранения не возобновляется реставрация ряда экспонатов. Ненадлежащие условия хранения экспонатов музея вызывают серьезные опасения за их сохранность, - говорится в письме "Городских проектов" в Мосгортранс. - На ежегодных выставках подвижного состава на ВВЦ москвичи и гости столицы могут видеть только малую часть коллекции: все остальные экспонаты простаивают в депо или ожидают реставрации".
Источник в ГУП "Мосгортранс" рассказал M24.ru, что письмо "Городских проектов" пока рассматривается. Начальник отдела музейно-выставочной деятельности департамента культуры Москвы Антон Горянов отметил, что музеи транспорта - одни из самых популярных во всем мире. "Посетителей обычно привлекает интерактивность, экспонаты можно потрогать, в автобусах посидеть, порулить, посигналить, прокатиться. Такая развлекательная часть должна обязательно присутствовать", - пояснил он.
Но реализовать идею в Москве будет непросто, говорит Горянов. "Это серьезный инвестиционный проект, немалые деньги придется вкладывать в реставрацию экспонатов. К тому же сложно будет найти подходящую площадь. Столичный музей ретро-автомобилей занимает 10 тысяч кв. метров и им не хватает места. А музею, где будут стоять автобусы и троллейбусы, понадобится не менее 20-30 тысяч кв. метров".
Вопрос о восстановлении музея пассажирского транспорта обсудят 27 ноября на встрече в муниципалитете района Щукино. На нее приглашены представители департаментов транспорта, культуры, экономической политики, а также Мосгортранс и эксперты по транспорту.
Замруководителя экспертного центра Probok.net по общественному транспорту Александр Чекмарев уверен, что музей будет востребован москвичами. "Общественный транспорт – это часть истории города, во все крупных европейских городах есть такие музеи. В России, кстати, тоже есть – в Санкт-Петербурге. Молодежи будет интересно сравнить то, что было раньше, с тем что сейчас, а старшему поколению – увидеть тот транспорт, на котором ездили раньше, вспомнить молодость".
Напомним, в минувшие выходные москвичи с большим интересом наблюдали за парадом троллейбусов, который прошел по центру столицы в честь 80-летия первой в Москве троллейбусной линии.
Татьяна Клюквина
2013-11-22
|