Фото: сайт Махачкалинской епархии
На территории крепости Нарын-кала в городе Дербент Республики Дагестан продолжаются археологические раскопки раннесредневекового крестово-купольного сооружения.
До последнего времени оно находилось полностью под землей, сообщает сайт Махачкалинской епархии.
В раскопках принимают участие молодые ученые, студенты вузов и горожане. Археологам удалось частично расчистить стены прилегавших к сооружению помещений, а также лотковый каменный водовод. В числе первых находок — медный кувшин, монета 1757 года с изображением Георгия Победоносца, монета с изображением оленя, каменная капитель колонны. Все эти предметы после тщательного изучения будут выставлены в городском музее.
«Сейчас планируется освободить до основания от вековых наносов крестово-купольный храм, ханские бани, выровнять между двумя этими объектами площадку, на которой в дальнейшем можно будет проводить различные мероприятия, конкурсы, фестивали, — сообщил мэр города Имам Яралиев.
Он отметил уникальную роль Дербента в становлении на территории современной России основных мировых религий.
«И сегодня Дербент, в котором, как и многие столетия назад, рядом стоят храм, мечеть и синагога, можно по праву назвать символом единения нашей страны. Убежден, что мы сможем возродить наш город, но для этого необходимы усилия каждого из нас», — заявил И. Яралиев.
В исторической и популярной литературе исследуемое сооружение нередко интерпретировалось как крестообразная цистерна для воды, вырубленная в скале. Однако ученый отмечает, что уникальная форма памятника (ориентированный по сторонам света правильный крест) весьма необычна для хозяйственно-бытовых сооружений и не имеет аналогов ни среди водохранилищ Дербента, ни среди самых разнообразных цистерн других регионов. Раскопки с внешних сторон показали, что здание не было вырублено в скале, как предполагалось ранее, а оказалось погребено под культурными слоями цитадели, достигающими здесь толщины в 9 м и относящимися хронологически к V-XIX вв. По оценкам специалистов в V-VII вв. сооружение возвышалась над уровнем земли не менее чем на 8-9 м. Никаких следов водоводов в культурных напластованиях V-XVI вв. не обнаружено, но в слоях XVII-XIX вв. выявлены остатки трех систем водоснабжения из керамических труб и каменных желобов. Таким образом, есть основания полагать, что памятник стал функционировать как водохранилище лишь с XVII-XVIII в., когда он был основательно перестроен.
Крестообразная планировка и строгая ориентация памятника по сторонам света, его расположение в центре цитадели в самой высокой ее точке и датировка позволяют интерпретировать сооружение как христианский храм, имеющий близкие аналогии с широко распространенными крестово-купольными храмами Закавказья V-VII вв.
2013-11-07
|