Знаменитый арбатский «круглый дом» архитектора Мельникова знают не только москвичи — дом-мастерская архитектора Мельникова в Кривоарбатском переулке внесен в списки архитектурных достопримечательностей мирового масштаба.
И потому все, что с ним происходит, находит живой отклик международных организаций по сохранению наследия ХХ века.
А происходят вокруг дома весьма тревожные события. Согласно результатам независимой экспертизы, из-за многолетнего отсутствия реставрации и начавшимися на соседнем с домом участке строительными работами возникла прямая угроза конструктивной целостности этого всемирно известного шедевра русского авангарда, построенного Константином Мельниковым в 1927-1929 годах. В связи с этим руководители Международного научного комитета ICOMOS по наследию ХХ века Шеридан Берк (Австралия), Международной рабочей группы Docomomo Ана Тоштос (Португалия) и Международного союза архитекторов Альбер Дюблер (Франция) решили напрямую обратиться в высокие российские инстанции — к президенту России, главе правительства и мэру Москвы. Они призывают российские власти остановить строительные работы, начавшиеся в феврале вблизи дома Мельникова на Арбате, и принять срочные меры по укреплению несущего каркаса и фундаментов объекта наследия, а также разработать план реставрации дома Мельникова.
Кстати, давно уже в умах защитников старой Москвы витает идея создать в этом круглом доме музей.
Слово эксперту
Галина Маланичева, председатель Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК)
— Дом архитектора Мельникова — это новое русское слово в архитектуре, поэтому он так удивляет всех, в том числе и зарубежных профессионалов, в первую очередь архитекторов. Судьба у него незавидная. Хозяйственно-юридические споры не дают его превратить в музей, хотя сам архитектор Мельников хотел, чтобы памятник находился под опекой государства. А сейчас он как бы частично принадлежит государству и в этой своей части находится под протекторатом Государственного музея архитектуры имени Щусева. А часть дома принадлежит двум его дочерям, которые не могут договориться ни с государством, ни меж собой: каждая считает, что пытается исполнить волю отца. Прав был классик, говоря, что квартирный вопрос испортил москвичей. Грустная история...
2013-04-19
|