«Картина заиграла, нота сильная, чудесная – поздравляю, не один я, все восхищены, браво… Сосной на выставке запахло! Солнца, свету прибыло!»- такое восторженное письмо отправил Шишкину, увидев его картину, художник Константин Савицкий. Натурные этюды, исполненные в родных прикамских лесах, легли в основу самого масштабного полотна в творчестве Шишкина – «Корабельной рощи», о чем свидетельствует и эскиз, подписанный мастером «Корабельная Афонасовская роща близ Елабуги».
...Огромные стволы вековых сосен создают удивительное ощущение могущества природных сил, перед которыми все человеческое - суета. Чтобы усилить это впечатление, Шишкин использовал излюбленный прием, «срезав» рамой верхушки деревьев - им как будто не хватает места на холсте. Представление «Корабельной рощи» стало главным событием выставки Товарищества передвижников и знаменовало возвращение Шишкина к истокам… Однако, через несколько дней после открытия выставки Иван Шишкин скончался в своей мастерской за мольбертом. «Корабельной роще» было суждено стать художественным завещанием патриарха русской живописи, последним мощным аккордом той симфонии леса, которую он писал всю жизнь.
В тот же год в Петербурге открылся Русский музей Императора Александра Третьего - первый государственный музей национального искусства. Ныне картины Ивана Шишкина занимают в нем самое почетное место. Особую гордость составляют рисунки и этюды — многие из которых легли в основу его знаменитых полотен. Шишкин был замечательным прирожденным рисовальщиком, одним из лучших мастеров своего времени, блистательно владевшим разнообразной техникой, работавшим карандашом, углем. Это был настоящий художник-ученый, который хотел понять каждую деталь природы и ее зафиксировать. Его рисунки - весьма значительное явление в истории пейзажной графики. Значительная часть графического наследия Шишкина - более полутора тысяч листов - находится в собрании Русского музея. «Мы не могли налюбоваться мастерством Шишкина - восторженно высказывалась в свое время о графическом наследии мастера художница Зинаида Серебрякова. Для меня это совершенное открытие, так как я не знала и никогда не видела гениальных этих рисунков… все мы удивлены «магией» его карандаша».
Пресс-служба Русского музея
2013-03-26
|